Войти

«Газпром» утепляется

Избранное «Газпром» утепляется
Корпорация пробивает путь в малую теплоэнергетику

После бурных и продолжительных дискуссий в России фактически стартовал переход к новой целевой модели рынка тепловой энергии, основные параметры которой были согласованы на правительственном совещании 12 августа текущего года. Процесс обещает быть не быстрым — срок внедрения новой модели исполнительная власть растянула на 10 лет. Пока сложно судить, каковы будут на выходе результаты этой реформы, но совершенно ясно, что ключевые проблемы российской теплоэнергетики требуют более оперативного решения. В противном случае хроническое недофинансирование данной отрасли и порождаемые им деструктивные процессы будут только нарастать из-за отсутствия тех, кто желал бы всерьез и надолго вложиться в тепловой бизнес. На сегодняшний день фактически единственным стратегическим инвестором в малую теплоэнергетику является «Газпром» (в лице специализированного холдинга «Газпром теплоэнерго»), который реализует масштабные проекты в российских регионах.

 

Инвестиционно непривлекательная отрасль

В пояснительной записке к утвержденной Правительством «дорожной карте» «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» совершенно справедливо отмечается, что теплоэнергетическая отрасль «непривлекательна для инвесторов и ответственных экономических субъектов… накопленное недоинвестирование составляет около 2,5 трлн рублей до 2025 года». Причины этого, по мнению авторов документа, заключаются в том, что «долгосрочное регулирование деятельности каждой в отдельности организации в сфере теплоснабжения не создает экономических условий для оптимизации системы теплоснабжения в целом, а также чревато непредсказуемым ростом конечных тарифов, провоцирующим меры по их сдерживанию искусственным образом». Вопросы госрегулирования, в первую очередь в тарифной сфере, действительно крайне актуальны (принятая Целевая модель как раз и направлена на их решение, хотя предлагаемые в ней методы вызывают немало вопросов), но при этом неверно все проблемы теплоэнергетики сводить только к ним. У теплоснабжающих организаций (ТСО) немало и других напастей, которые отпугивают потенциальных инвесторов, а если говорить в целом, то делают эту отрасль хронически убыточной (каковой она остается еще с советских времен).

Первая — это перманентная и масштабная задолженность со стороны потребителей, которая в целом по стране исчисляется сотнями миллиардов рублей (точные цифры в разных источниках разнятся) и имеет склонность к непрерывному росту. Неплательщиком №1 являются управляющие организации коммунального комплекса, выступающие посредниками между населением и теплоснабжающими организациями, для которых уже вошло в привычку предназначенные ТСО (а это, как правило, превышает половину «стоимости» всех коммунальных платежей) средства использовать нецелевым образом, не неся за это никакой ответственности. При этом сами теплоэнергетики также накопили огромные долги перед ресурсоснабжающими организациями, но, что интересно, согласно проведенным исследованиям, в 90% случаях задолженность потребителей (через управляющие компании) за тепловую энергию превышает задолженность теплоснабжающих организаций за энергоресурсы, в том числе за природный газ. Иными словами, как бы ни было плохо газоснабжающим организациям, у ТСО ситуация складывается еще хуже. Возникает вопрос — какой «частник» захочет войти в тепловой бизнес, заведомо зная, что на стабильную оплату реализуемой им тепловой энергии и горячей воды рассчитывать не приходится.

Другая актуальная проблема — износ инфраструктуры. В пояснительной записке к «дорожной карте» сообщается, что в России «за последние 20 лет система централизованного теплоснабжения практически не развивалась и постепенно оказалась в упадке… 31% источников тепловой энергии и 68% тепловых сетей эксплуатируются с превышением нормативного срока службы. Аварийность в тепловых сетях в отопительный период выросла за последние 5 лет на 45%». По другим данным, износ теплосетей уже перешел отметку 80%. Обращает также на себя внимание разрыв между степенью износа инфраструктуры по выработке тепла и по его передаче. Условно говоря, потенциальный инвестор может построить идеальную котельную с максимально высоким КПД, но весь полученный за этот счет экономический эффект будет съеден потерями в сетях, составляющими в среднем по стране 25–30% (в ряде случаев этот показатель может достигать и 70%). То есть инвестор, кроме строительства котельной, вынужден будет перекладывать и сети, что потребует уже значительно бóльших затрат и существенно снизит привлекательность таких инвестиций. Решение этой задачи только за счет тарифов, которые правительство надеется подтянуть до экономически привлекательного для инвесторов уровня лишь к 2023 году, выглядит проблематичным. Состояние теплосетей в стране к тому времени, за исключением отдельных оазисов благополучия, будет совсем плачевным, а включение всех расходов на их реконструкцию в тариф не найдет понимания ни у потребителей, ни у местных и федеральных властей.

Для большинства предпринимателей реконструкция в одиночку и сетей, и котельных — задача непосильная. Бюджетам большинства регионов тоже с ней не справиться. Необходимо развивать совместное финансирование проектов, когда из региональных бюджетов осуществляются компенсации инвесторам — на строительство, к примеру, сетей.

Можно также отметить еще несколько болевых точек. Самая серьезная — это отсутствие в населенных пунктах утвержденных схем теплоснабжения, что, по сути, останавливает весь инвестиционный процесс, препятствует утверждению долгосрочных параметров регулирования и, как следствие, мешает выйти на концессию. Дополнительными препятствиями для нормального функционирования отрасли являются неисполнение потребителями законодательства в части установления приборов учета тепловой энергии и отсутствие широкой практики применения концессионных соглашений при передаче в эксплуатацию муниципального имущества. Эти проблемы также требуют срочного решения, еще до того, как завершится очередная реформа теплоэнергетики.

От слов к делу

Выходом в этой ситуации представляется более активное подключение региональных и местных органов управления к решению проблем теплоэнергетики. То есть, если вопросы законодательного и тарифного регулирования в части индексов являются прерогативой федеральных структур, то неплатежами и модернизацией инфраструктуры муниципальные власти должны заниматься самым непосредственным образом, как это и предписывает Закон о местном самоуправлении.

Однако региональные власти и органы местного самоуправления выполнять свои обязанности не спешат. Задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями и попытки последних вернуть причитающиеся им средства местные власти обычно квалифицируют как спор хозяйствующих субъектов, хотя жертвами этого «спора» становятся жители региона. Какое-либо существенное содействие региональных и муниципальных чиновников — например, в виде административного воздействия на управляющие компании — явление достаточно редкое. В лучшем случае всё ограничивается обещаниями и увещеваниями. Зато нередко складывается обратная ситуация: когда газовики и ТСО вынужденно ограничивают поставки, местные власти встают на сторону неплательщиков, притом что у региональных властей достаточно полномочий для более активного вмешательства в ситуацию с неплатежами. Показательно в связи с этим решение губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, который поручил областному департаменту ТЭК до января 2015 года перевести платежи населения за услуги отопления и горячего водоснабжения напрямую в теплоснабжающие предприятия, минуя управляющие компании. Если эта мера действительно будет реализована, и не только на Вологодчине, то ситуация с неплатежами сразу изменится в лучшую сторону. Благо и Государственная дума в начале осенней сессии приняла в первом чтении поправки в Жилищный кодекс, предусматривающие почти двукратное увеличение пени для неплательщиков (как для граждан, так и для поставщиков коммунальных услуг), что позволяет повысить ответственность потребителей. Было бы желание.

Что касается развития инфраструктуры теплоснабжения, то решение и этого вопроса также возможно только при условии плотного взаимодействия бизнеса с органами власти. Как уже говорилось, для большинства предпринимателей реконструкция в одиночку и сетей, и котельных — задача непосильная. Бюджетам большинства регионов тоже с ней не справиться. Значит, уместно развивать совместное финансирование проектов, когда из региональных бюджетов осуществляются компенсации инвесторам — на строительство, к примеру, сетей. В результате эффективность сотрудничества регионов и бизнеса в части теплоснабжения существенно повысится.

Кстати, успешным примером взаимодействия бизнеса и регионов по реализации масштабных инфраструктурных проектов является реализуемая «Газпромом» Программа газификации регионов РФ, в рамках которой с властями субъектов Федерации подписываются графики синхронизации работ. В соответствии с ними «Газпром» строит межпоселковые газопроводы, а прокладка внутрипоселковых сетей и подготовка потребителей к приходу газа находится в зоне ответственности региональных властей. Программа успешно работает и позволила за 10 лет повысить уровень газификации страны на 10%. Масштабная реконструкция систем теплоснабжения — задача не менее актуальная. Более того, эта действенная мера будет гораздо эффективнее, чем очередная реформа теплоэнергетики.

Кстати, к приоритету практики перед теорией склоняются и в правительстве. В частности, в сентябре текущего года на Сочинском форуме вице-премьер Дмитрий Козак призвал закончить дискуссии по поводу реформы ЖКХ и сосредоточиться на практическом исполнении ранее принятых решений по модернизации коммунального хозяйства.

Газовый капитан теплового бизнеса

«Газпром» этим занимается уже давно — начиная с 2003 года, когда компания консолидировала свои теплоэнергетические активы в специально созданном холдинге «Межрегионтеплоэнерго» (с 2013-го — ОАО «Газпром теплоэнерго»), который входит в Группу «Газпром межрегионгаз». В настоящее время эта компания включает в себя 28 дочерних и зависимых обществ, обеспечивает работу 1306 объектов теплоэнергетики установленной тепловой мощностью более 8,4 Гкал∙ч в 23 субъектах РФ. Интерес «Газпрома» к теплоснабжающей деятельности обусловлен стремлением компании к рациональному использованию природного газа и укладывается в ее стратегию — производство конечных продуктов с более высокой добавленной стоимостью. То есть «Газпром» рассматривает теплоэнергетику как профильный для себя бизнес, как коммерческий проект, учитывая при этом и его высокую социальную значимость.

В 2009 году «Газпром» утвердил Концепцию реализации стратегии в теплоэнергетике, в соответствии с которой были определены объемы и приоритеты для инвестиций. Впрочем, первые инвестпроекты по линии «Газпром теплоэнерго» стартовали еще раньше, в 2005 году, и за это время были построены и реконструированы 473 котельные суммарной мощностью 5249 МВт, 64 центральных тепловых пункта (ЦТП), 8 энергоцентров и 1168 км тепловых сетей.

Первые инвестпроекты по линии «Газпром теплоэнерго» стартовали в 2005 году, и за это время были построены и реконструированы 473 котельные суммарной мощностью 5249 МВт, 64 центральных тепловых пункта, 8 энергоцентров и 1168 км тепловых сетей.

Работа компании ведется по нескольким направлениям. Первое — это строительство и эксплуатация газовых блочно-модульных котельных (БМК) с широким диапазоном мощности — от 0,1 МВт до 140 МВт. Эти объекты расположены в Санкт-Петербурге, а также в населенных пунктах Ленинградской, Псковской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Архангельской, Кировской, Орловской, Воронежской и Волгоградской областей, в республиках Карелия, Татарстан и Башкортостан и в Краснодарском крае.

Второе направление — это модернизация сетевой инфраструктуры. Здесь основной объем выполненных работ пришелся на Северную столицу. Третье направление — строительство когенерационных энергоустановок. В 2012 году в Московской области построены два высокотехнологичных энергоцентра — в г. Железнодорожном и в поселке Томилино Люберецкого района. Они представляют собой мини-ТЭЦ и пиковые водогрейные котельные. Оба объекта используют самые современные технологии и оборудованы по последнему слову техники, что, в частности, обеспечивает минимизацию выбросов вредных веществ. Потребителями тепла и электроэнергии являются расположенные поблизости жилые массивы и предприятия, а электричество также идет на собственные нужды энергоцентров. Установленная электрическая мощность обеих мини-ТЭЦ — меньше 25 МВт, что освобождает их от законодательно предусмотренной обязанности продавать всю выработанную электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности и дает возможность работать напрямую с потребителями.

За счет уже реализованных проектов удалось достигнуть существенных показателей по эффективности использования энергоносителей благодаря снижению удельных норм расхода газа (в среднем с 180 кг у.т./Гкал до 159,0 кг у.т./Гкал) и электроэнергии (в среднем с 36 кВт∙ч/Гкал до 26 кВт∙ч/Гкал). Реконструкция сетей позволила в среднем уменьшить потери тепла с 20% до 8%. Благодаря установке нового оборудования снижены затраты на его ремонт и эксплуатацию, а количество отказов оборудования сократилось более чем в два раза. Наконец, существенно улучшилась и экологическая обстановка вокруг новых энергообъектов — количество выбросов сократилось в разы, особенно там, где старые (угольные и мазутные) котельные были заменены на новые — газовые.

Объем инвестпрограммы «Газпром теплоэнерго» в текущем году превысил 11 млрд рублей: она предусматривает модернизацию систем теплоснабжения в населенных пунктах более 10 субъектов РФ.

Как говорится, компания не собирается останавливаться на достигнутом. Объем инвестпрограммы «Газпром теплоэнерго» в текущем году превысил 11 млрд рублей: она предусматривает модернизацию систем теплоснабжения в населенных пунктах более 10 субъектов РФ. На ближайшие несколько лет в рамках соглашений с региональными властями планируется строительство котельных еще в десяти с лишним субъектах РФ.

Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день «Газпром» — крупнейший в России стратегический инвестор в теплоэнергетику. Это, однако, никоим образом не спасает «Газпром теплоэнерго» от перечисленных выше трудностей, которые сильно тормозят развитие отечественной теплоэнергетики. В частности, дебиторская задолженность (в основе которой лежат неплатежи потребителей) по всем дочерним и зависимым обществам компании перевалила за 9 млрд рублей. Темпы изменения тарифов в большинстве регионов присутствия компании отстают от роста цен на топливо в РФ и не позволяют компенсировать необходимые эксплуатационные (условно-постоянные) расходы с учетом инфляции.

Поэтому «Газпром» с особой тщательностью подходит к выбору территорий для реализации своих теплоэнергетических инвестпроектов. Необходимыми критериями являются поддержка региональных и местных властей в таких вопросах, как установление экономически обоснованных тарифов и при необходимости — субсидирование льготных тарифов для населения; утверждение схем теплоснабжения муниципальных предприятий; обеспечение поступлений платежей населением путем прямых расчетов или строгого контроля за расщеплением коммунальных платежей; соинвестирование в обновление и замену тепловых сетей.

К сожалению, большинство регионов еще не готовы к партнерству на таких условиях. Связано это в том числе и с недостаточным осознанием того факта, что инвесторов надо привлекать, создавая комфортный для них климат, и даже более того — за них надо бороться. Особенно когда речь идет о таких инвесторах, как «Газпром», который пришел в малую теплоэнергетику всерьез и надолго и способен решать масштабные задачи по модернизации теплоэнергетических объектов, находящихся зачастую в удручающем состоянии. Только в тесном взаимовыгодном партнерстве регионов и стратегических инвесторов — залог преодоления застарелых проблем этой важнейшей для России отрасли.

Николай Хренков

Последнее изменениеЧетверг, 20 ноября 2014 09:50
Газпром

ПАО «Газпром» — российская энергетическая компания, занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газового конденсата и нефти.

Сайт: energo-24.ru/company/neft-gaz/item/gazprom.html

Похожие материалы (по тегу)

Последнее от Газпром

Добавить комментарий

Защитный код Обновить