Войти

Новые тарифы с 1 января 2021 года: ➽ на электроэнергию на газ
Рейтинг тарифов на 1 полугодие ➽ на электроэнергию на газ

Интервью Александра Новака ИА "ИТАР-ТАСС" 19.02.2014

Рост поставок российской нефти в Китай не повлияет на реализацию европейских контрактов, пообещал в интервью ИТАР-ТАСС министр энергетики Александр Новак. Объемы будут обеспечены ростом добычи и увеличением глубины переработки в России. Кроме того, ресурсы российских компаний могут увеличится за счет партнерских проектов с Ираном.

Планирует ли Минэнерго поднять прогноз по добыче нефти на 2014 год после предоставления налоговых льгот нефтяным компаниям?

- Среднесрочный прогноз, который у нас учтен в Энергостратегии - 505-510 млн тонн в год - уже превышен. Поэтому сейчас мы ставим себе задачу, чтобы достигнутые объемы добычи в 523 млн тонн не уменьшились. А если заработают новые налоговые стимулы, то не исключен прирост. Его масштаб зависит от того, как наши компании будут реализовывать свои планы по инвестициям. Сейчас ежедневная добыча не снижается. Думаю, что по итогам года увеличится  в пределах 1%. Такой же рост отмечался в прошлом и в позапрошлом году.

Что касается мирового нефтяного рынка, то баланс спроса и предложения сохраняется. Я не вижу проблем с обеспечением тех контрактов, которые наши компании заключают с западными странами. Европейским потребителям не стоит беспокоиться по поводу увеличения поставок российской нефти в Китай. Это абсолютно рыночные договоры по поставкам нефти.

- Но масштабы контракта, который "Роснефть" заключила с Китаем, дали аналитикам основания для прогнозов по снижению экспорта в западном направлении.

- В 2013 году мы добыли 523,2 млн тонн, из них 286,2 млн тонн было направлено на внутренний рынок, соответственно на экспорт пошло 237 млн тонн. Восточное направление – это 37,1 млн тонн, остальные 199,9 млн тонн– западное направление, с учетом Белоруссии и Казахстана.

Влияние на объемы экспорта может оказывать наше внутреннее потребление нефти, которое только за прошлый год выросло с 271,4 млн тонн до 278 млн тонн. Это связано, в том числе, с открытием новых мощностей в нефтепереработке.

В соответствии с проектом Энергетической стратегии России на период до 2035 года /Энергостратегия – прим. ред./, в 2020 году глубина переработки нефти увеличится до 90%. В результате, доля внутреннего потребления нефти сократится, высвободившиеся объемы пойдут на экспорт.

В прошлом году, на форуме в южнокорейском городе Тэгу обсуждался вопрос поставок энергоресурсов – и СПГ, и электроэнергии – в Южную Корею. Кроме того, в 2012 году правительство поручало Минэнерго проработать проект "Азиатского суперкольца" – объединение энергосистем Японии, Китая, Монголии, Кореи. Каковы перспективы поставок российских энергоресурсов в АТР?

- Тема поставок российского газа в Южную Корею действительно актуальна. Для России приоритетом являются, безусловно, поставки сжиженного природного газа, поскольку, у нас строится ряд заводов по сжижению природного газа. В том числе завод "Газпрома" во  Владивостоке, завод "Роснефти" на Сахалине.  В то же время Южная Корея предлагает рассмотреть варианты поставок трубопроводного газа.

Они уже оценили строительство подводной трубы?

- По мнению корейских специалистов, трубопроводный газ должен стоить, в среднем, на 30% дешевле, чем СПГ. Предлагалось два варианта проекта. Первый - строительство трубы через Китай с прокладкой по дну Желтого моря в Южную Корею. И второй -  прокладка трубы напрямую в Южную Корею со стороны Владивостока по дну Тихого океана.

"Газпром" оценивал второй вариант, и специалисты компании пришли к выводу, что с учетом сложного рельефа, большой глубины и относительно малого объема поставок газа /10 млрд кубометров в год/ проект нерентабелен и на сегодняшний день не рассматривается. Что касается первого варианта, он находится в стадии проработки, поскольку затрагивает еще и транзитную страну - Китай.

Когда будет следующий этап переговоров с Южной Кореей?

- Эти переговоры ведутся в постоянном режиме. В первую очередь, между "Газпромом" и покупателями, в частности, с Kogas. Коммерческие компании должны договориться между собой. Но иногда процесс затягивается, поскольку необходимо учитывать законодательные особенности разных стран.

Это тема старая. Вопрос сооружения энергомоста Россия-Япония впервые был затронут в рамках проработки проекта, получившего название "Азиатское суперкольцо". Он был предложен РАО "ЕЭС России" в 1998-2000 годы. Проект масштабный, перспективный и весьма значимый для наших стран.

Что касается поставок электроэнергии в страны АТР, в настоящее время объемы экспорта увеличиваются. В частности, в прошлом году в Китай поставлено около 3,5 млрд кВт/ч, для сравнения, в  2012 – 2,63 млрд кВт/ч.

Ведутся переговоры по строительству подводной линии постоянного тока до территории  Японии. Российские участники проекта – "Интер РАО" и "Русгидро".

Соглашения с японскими компаниями уже подписаны?

- Нет, еще не подписаны. Пока ведутся переговоры. Японское законодательство до недавнего времени вообще не предусматривало закупку электроэнергии со стороны. По итогам двусторонних переговоров в 2013 году получено подтверждение о возможности внесения изменений в законодательство Японии. 

В Южную Корею же тоже планировали кабель подводный класть? Говорили, что рассматривается такая возможность.

- В настоящее время заинтересованными компаниями изучается возможность прокладки  подводного кабеля в Южную Корею или воздушного через Северную. Но пока принципиальных договоренностей достигнуто не было.   

В январе появилась информация о том, что Россия ведет переговоры с Ираном о поставках иранской нефти в Азию в обмен на товары. По неофициальной информации, речь идет о больших объемах – 20 млн тонн в год. На самом ли деле ведутся такие переговоры?

- Вопрос более широкий. Идет снижение торгово-экономического оборота с Ираном, за 2013 год он сократился на 31,5% до $1,59 млрд. При этом экспорт российской продукции уменьшился примерно на 38,6% и составил $1,16 млрд. Причина в ужесточении экономических санкций, которые ввели США и ЕС в середине 2012 года. Речь идет о запрете для ЕС на импорт  и торговлю иранской нефтью и нефтепродуктами, а также санкциях,  направленных против финансового сектора Ирана. Это существенно осложнило ведение бизнеса,  поэтому многие наши компании, которые участвовали в совместной разработке месторождений, в частности, "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть" ушли с рынка. Это было их самостоятельное решение, продиктованное нежеланием принимать на себя дополнительные риски с учетом партнерских отношений с европейскими компаниями. 

-В начале прошлого года в Москве прошло 10-е заседание межправкомиссии. На ней, в том числе, рассматривались различные варианты увеличения торгового оборота между нашими странами, по поиску финансовой схемы, которая бы позволила нашим компаниям осуществлять поставки в Иран различной продукции - металлургии, машиностроения, энергетического оборудования. Кроме того, речь идет об участии России в строительстве электростанций на территории Ирана, участии в совместной разработке месторождений, в строительстве заводов (в частности,  глиноземного), в поставках продовольствия, металлов для железных дорог и так далее.

Мы рассматриваем это в контексте увеличения нашего торгового оборота и возможности расширения присутствия нашей компании на иранском рынке. Это дает возможность развиваться и нашим компаниям. И восстановить нашу торговлю на уровне, который был до введения санкций. Поэтому эта тема сейчас актуальна. Сейчас мы готовимся к очередному заседанию межправкомиссии, которое состоится в Тегеране во втором полугодии.

Каковы договоренности с Белоруссией о поставках нефти и импорте белорусских нефтепродуктов на 2014 год? Как часто они будут пересматриваться?

- Мы подписали график транспортировки нефти на первый квартал - 5 млн тонн трубопроводным транспортом, прогнозируемый объем на первое полугодие - 11,5 млн тонн нефти. По годовой цифре мы пока не договорились.

По встречным поставкам нефтепродуктов есть договоренности об импорте, исходя из годовой цифры 3,3 млн тонн. В том числе, 2,1 млн тонн бензина, 1 млн тонн дизтоплива и 0,2 млн тонн авиакеросина. Все это белорусская сторона будет реализовывать через биржу.

В январе, в разгар событий на Украине, ваш украинский коллега Эдуард Ставицкий попросил вас о встрече. О чем разговаривали?

- Мы обсуждали предложения украинской стороны по дополнительным перетокам электроэнергии. У нас единая энергосистема, которая сохранилась со времен СССР. Кроме того, поднимался вопрос пересмотра цены поставок нашей российской электроэнергии в тех местах, где есть перетоки из России на Украину. Так что ничего сенсационного, связанного с событиями на Майдане, я не скажу.

Поднимала ли украинская делегация на переговорах в Москве вопрос о возобновлении реверсных поставок по трубопроводу Одесса-Броды?

- Действительно, поставки в направлении Одессы возобновились, и мы подтверждаем цифру 750 тыс. тонн на первый квартал 2014 года.

- Инфографика На какой стадии сейчас находятся переговоры с Еврокомиссией по вопросу пересмотра межправсоглашений, касающихся "Южного потока", из-за третьего энергопакета?

- В Евросоюзе действует законодательство в области энергетики, которое меняет условия деятельности российских компаний на рынке ЕС. Мы исходим из того, что все ранее подписанные межправительственные соглашения, срок действия которых не истек, должны выполняться сторонами в рамках достигнутых договоренностей и не должны пересматриваться, исходя из приоритетности международного права над внутренним, национальным.

Еврокомиссия в лице комиссара Гюнтера Эттингера обратилась к нам с предложением пересмотреть соглашения, подписанные в поддержку реализации проекта Южный поток. С нашей точки зрения, это неприемлемо. Россия настаивает на компромиссном решении: сформировать совместную рабочую группу по созданию необходимых правовых рамок реализации крупных инвестиционных инфраструктурных проектов, подобных "Южному потоку", которые  в настоящее время отсутствуют. Эттингер согласился с таким предложением. В конце января состоялась первая встреча уполномоченных, на которой были обсуждены подходы сторон в отношении деятельности рабочей группы.

В январе текущего года сообщалось, что Минэнерго ожидает окончательного решения по вопросу о доступе "Газпрома" к мощностям газопровода-отвода от "Северного потока" Opal к концу года, а сейчас речь идет уже о дате - 10 марта. С чем это связано?

- Мы фактически договорились о том, чтобы участникам «Северного потока» предоставили не 50% мощностей газопровода Opal, а 100%. И эти договоренности были достигнуты в конце прошлого года.

По процедуре Еврокомиссия должна дать указания немецкому регулятору, что бы тот мог предоставить право использовать 100% мощности. Сейчас все документы находятся в Еврокомиссии и, как заверил нас еврокомиссар Эттингер, сейчас осуществляются технические вопросы, связанные с проверкой документов и их подготовкой немецкому регулятору. По словам господина Эттингера, эта процедура может быть закончена в конце февраля, либо в начале марта. Крайний срок - 10 марта.

Но это не все наши проблемы, связанные с Еврокомиссией. На какой стадии сейчас находится европейское антимонопольное расследование в отношении деятельности "Газпрома" /Еврокомиссия в 2012 году объявила о начале антимонопольного расследования в отношении "Газпрома", обвинив компанию в разделе рынка газа, в препятствии диверсификации поставок газа, а также в установлении несправедливых цен, прим. ред/?

- Переговоры между "Газпромом" и Еврокомиссией по антимонопольному расследованию проходят на постоянной основе, мы следим за ситуацией. Отмечу, что в последнее время изменился формат работы. Председатель правительства России Дмитрий Медведев направил главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу предложение создать  рабочую группу по рассмотрению и проведению консультаций по этому вопросу. Баррозу согласился, и такая рабочая группа создана, в конце января состоялась первая встреча. Сейчас мы пытаемся достичь компромисса по спорным вопросам.

У нас один европейский экспортный проект, о котором практически все забыли - нефтепровод Бургас-Александруполис. Будет ли он реализован после того, как от участия в нем отказалась Болгария?

- Несмотря на заявление болгарской стороны выйти из проекта, мы исходим из того, что соглашение 2007 года между российским, болгарским и греческим правительствами продолжает действовать. Говорить о завершении проекта преждевременно,  так как  односторонний выход соглашением не предусмотрен.

То есть пока Греция и Россия не скажут, что мы вас отпускаем…

- Есть Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Она предусматривает определенные условия выхода - в соответствии с положениями договора, либо в любое время с согласия всех его участников.  Взаимного согласия на настоящий день не достигнуто. Нельзя сказать, что проект навсегда канул в лету. Проект заморожен, так как одна из сторон сейчас не изъявляет желания участвовать в его реализации.

России этот проект сейчас реально нужен?

- В этом проекте заинтересованы и российские поставщики, и европейские покупатели. Нельзя сказать, что кто-то больше, а кто-то меньше. 7-8 апреля у нас будет заседание межправкомиссии, которую я возглавляю. На ней будет поднят этот вопрос. На данный момент совокупный объем инвестиций всех заинтересованных сторон составил 20 млн евро.

В прошлом году вы подписали соглашение об ассоциативном партнерстве с МЭА. Чего ждать от этого партнерства?

- Действительно, в ходе министерской встречи МЭА странами-участниками /Китай, Бразилия, Индия, Индонезия, Мексика, Россия и ЮАР/  была подписана такая декларация. 

Мы исходим из того, что наше сотрудничество будет расширено и позволит лучше координировать действия в условиях глобальных изменений развития мировой энергетики, а также будет содействовать укреплению энергобезопасности в мире.

Диалог будет продолжен в рамках Международного энергетического форума, который состоится в Москве 15-16 мая. 

Беседовали Ирина Кезик и Мария Иванина

Минэнерго

Министерство энергетики Российской Федерации

Сайт: energo-24.ru/company/organy-vlasti/item/minenergo.html

Недостаточно прав для комментирования