Общеизвестность дает товарному знаку приоритет перед обычными брендами при возникновении спорных ситуаций. При этом правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно, распространяется на неоднородные товары и услуги, а также может распространяться на период времени, предшествующий дате подачи заявления.
«Охрана товарных знаков призвана защищать права не только их владельцев, но и потребителей, так как позволяет эффективно бороться с появлением поддельных товаров и услуг, — отметил Вице-президент по корпоративному управлению и правовым вопросам „Башнефти“ Кирилл Андрейченко. — Вместе с расширением географии деятельности Компании в России и за рубежом растет привлекательность ее бренда, что требует его максимальной правовой защиты, в том числе от недобросовестной конкуренции».
Правовая охрана общеизвестного товарного знака закреплена в ст. 1508 части IV Гражданского Кодекса РФ, а также в международных документах — Парижской конвенции по охране интеллектуальной собственности (ст.6 bis) и Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS).
Регистрация общеизвестных товарных знаков ведется в России с 2000 года. В настоящее время в стране зарегистрировано около 500 тыс. товарных знаков, при этом лишь 131 товарный знак официально признан Роспатентом общеизвестным. Среди нефтегазовых компаний, помимо «Башнефти», общеизвестными товарными знаками являются «Газпром», «ЛУКОЙЛ» и ТНК.
Сбор и подготовка документальных доказательств общеизвестности товарного знака «Башнефть» с 2007 года заняли около двух лет. Одним из основных доказательств стали результаты социологического опроса, проведенного на основе рекомендаций Роспатента Аналитическим центром «Левада-Центр» в апреле 2012 года в шести российских городах: Москве, Санкт- Петербурге, Уфе, Ростове-на-Дону, Челябинске и Ижевске.
Как показал опрос, большинству опрошенных респондентов (67%) известно название «Башнефть», даже если они не покупали товар под этой маркой. Среди потребителей моторного топлива бренд известен 86% респондентов. Более половины опрошенных (53%), которым известно обозначение «Башнефть», оценивает качество товаров и услуг компании как высокое.
Согласно заключению Роспатента, результаты социологического исследования свидетельствуют, что обозначение «Башнефть» приобрело высокий уровень известности среди потребителей России и обладает высокой различительной способностью по отношению к заявителю — «ОАО АНК «Башнефть».