Отвечая на вопрос о методах стимуляции добычи трудноизвлекаемой нефти, Александр Новак заметил, что главная характеристика ТРИЗ – нерентабельность добычи при существующих налоговых ставках и уровне развития технологий. Причинами нерентабельности могут быть высокая вязкость нефти и наличие сложно отделяемых примесей, низкая проницаемость или бедность коллекторов и т.п.
- Для повышения нефтеотдачи компаниям приходится применять дорогостоящие технологии, например, многоствольное бурение, горизонтальное бурение с многостадийным гидроразрывом пласта, термогазовое воздействие и др. В результате, стоимость добычи увеличивается, - сказал Министр. - Стоимость одноствольной скважины с ГРП – ок. 40 млн. руб., горизонтальной скважины с ГРП (до 3 км.) – 300 млн. руб., а многоствольной горизонтальной скважины еще выше (более 600 млн!). При кажущейся схожести разработки бажена и сланцевых пород в США, качественные характеристики бажена существенно хуже. Технологии, которые успешно применяются при добыче сланцевой нефти в США, у нас не дают такого эффекта.
Тем не менее, увеличивать разработку ТРИЗ необходимо, так как структура запасов постоянно ухудшается, что связано с выработкой обычных месторождений. Поэтому стимулировать разработку ТРИЗ пытаются и компании, и государство, разрабатывающее систему стимулов для освоения ТРИЗ, которая включает налоговые льготы, инициацию пилотных проектов, помощь во внедрении эффективных технологий.
- В настоящий момент самыми актуальными стимулами для компаний являются налоговые льготы, - полагает Александр Новак. - Буквально на этой неделе нами был внесен в Государственную Думу согласованный со всеми ФОИВ законопроект по льготам по НДПИ на добычу ТРИЗ. В нем определены специальные понижающие коэффициенты для исчисления НДПИ для трудноизвлекаемых запасов. В частности, к баженовским, абалакским и некоторым другим отложениям будет применяться нулевой коэффициент на 15 лет. Это поможет нашим компаниям выйти на рентабельный уровень добычи.
В ходе панельной дискуссии Александр Новак также рассказал о планах России по увеличению производства СПГ, спрос на который в последнее десятилетие стабильно превышает спрос на трубопроводный газ и будет продолжать стимулироваться за счет растущего потребления в Азии и на развивающихся рынках, которые в ближайшее время могут начать очередную волну индустриализации. СПГ становится новым глобальным ресурсом, доля которого на рынке природного газа к 2020 г. может составить более 40% (сейчас составляет 32%).
Вместе со спросом на СПГ в мире постоянно растет число терминалов по сжижению и регазификации. С 2000 года оно увеличились вдвое. Тем не менее, число стран-поставщиков СПГ остается стабильным – в прошлом году их было всего 19. Доля России с ее единственным действующим заводом по производству СПГ на Сахалине составляет на мировом рынке СПГ всего 4%.
- Ведущие российские газодобывающие компании имеют сегодня проекты строительства новых мощностей по сжижению газа. Наиболее проработанными из них являются проекты НОВАТЭКа и Total «Ямал СПГ», «Газпрома» «Владивосток СПГ» и «Роснефти» «Сахалин СПГ». Реализация этих проектов могла бы позволить нам увеличить производство СПГ до 35-40 млн. тонн к 2018-2020 гг. и занять до 10% рынка. Технически компании к этому готовы, но целый ряд организационных вопросов еще требует своего решения.
Речь идет о формировании согласованной ценовой политики между российскими производителями, которым необходимо найти свои рынки сбыта, чтобы между компаниями не началась конкуренция.
- После завершения анализа рынков будет принято окончательное решение о либерализации поставок. Особых препятствий для этого нет, все заинтересованные органы власти поддержали идею расширения круга экспортеров газа. Напомню, что уже в 2016 г. в России должны начать эксплуатироваться новые мощности по сжижению газа. До этого времени все организационные и правовые вопросы, связанные с расширением круга российских экспортеров СПГ, будут решены, - заключил Министр.