В рамках круглого стола «Реки России как точка роста российской экономики», который организовала «Российская газета», Вадим Бардюков отметил: «Исправить ситуацию с судоходством, почти катастрофическую в маловодные 2014-й и 2015-й гг., может только завершение строительства Чебоксарского гидроузла до проектной отметки 68 м».
При этом необходимо достроить не только Чебоксарский гидроузел, но и Нижнекамский, который также работает на отметке 63 м вместо проектной 68 м. Только после подъема этих двух водохранилищ до нормального подпорного уровня (НПУ) Волжско-Камский каскад станет настоящей системой, которая обеспечит судоходство, защитит территории от наводнений и засух, в том числе на Нижней Волге - для сохранения Волго-Ахтубинской поймы, уникального природного образования Юга России.
Один из острейших вопросов на сегодня - экологическое состояние Чебоксарского водохранилища. Так, по оценке директора Института водных проблем, члена-корреспондента Российской академии наук Виктора Данилов-Данильяна, «в настоящий момент такое серьезное гидротехническое сооружение является самым грязным в Российской Федерации. Здесь более 30 % мелководий, которые гниют, подтопления берегов из-за недостроенных или не работающих в непроектном режиме защит. Усугубляют ситуацию неочищенные стоки, попадающие в Чебоксарское водохранилище». Но на решение экологических проблем, в отличие от проектирования низконапорного гидроузла, крупных сумм из госбюджета не выделяют.
«Никакого способа исправить экологическую ситуацию на Чебоксарском водохранилище, кроме его подъема до НПУ 68 м, нет», - подчеркивает Данилов-Данильян. В этом случае доля мелководий уменьшится в 1,5 раза и достигнет нормативных значений – 20%. Появится дополнительный запас воды в 5 км³, в том числе и для обводнения Волго-Ахтубинской поймы. Кроме этого, снизится риск подтопления территорий в период половодья, будут решены вопросы судоходства, мощность Чебоксарской ГЭС увеличится со средних в течение года 450 МВт до проектных 1404 МВт.
Вадим Бардюков особо отметил: «Предлагаемый нижегородскими властями альтернативный проект - строительство низконапорной плотины, поможет в решении только одной проблемы - судового хода, и то лишь на небольшой период времени». Расчеты ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» показывают, что через 15 - 20 лет после ее строительства участок длиной 20-30 км ниже плотины вновь обмелеет, потребуется проведение дноуглубительных работ, которые не будут давать серьезного эффекта. Ожидая специальные попуски из Нижегородского водохранилища, суда будут продолжать простаивать уже не у Городецких шлюзов, а у низконапорной плотины.
При подъеме Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м данная проблема решается надежно: в соответствии с первоначальным замыслом проектировщиков Волжско-Камского каскада, Волга на этом участке становится судоходной в течение всего навигационного периода. Будет завершено создание Единой глубоководной системы европейской части России (транспортного коридора «Север - Юг»).
Специалисты ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» признают: подъем уровня водохранилища приведет к затоплению новых земель. Поэтому достраивать Чебоксарский гидроузел нужно на современном техническом уровне. Необходимы дамбы, которые предотвратят образование новых мелководий. Нужна защита от подтоплений. «А Чебоксарское водохранилище в спешке переделывали с 68 на 63 м, поэтому построили без всего этого», - подчеркивает Виктор Данилов-Данильян. Подготовленная РусГидро по поручению Президента России проектная документация завершения строительства Чебоксарского гидроузла предусматривает исчерпывающий комплекс мер по защите от затопления ценных сельскохозяйственных земель, населенных пунктов, памятников истории и культуры. Предусматривается создание масштабных дренажных систем, эффективно защищающих Нижний Новгород и Дзержинск от подтопления.
Проект завершения строительства Чебоксарской ГЭС носит общегосударственный характер и затрагивает интересы 39 регионов Российской Федерации, производящих почти половину всей промышленной и сельскохозяйственной продукции страны. Проектная документация строительства Чебоксарского гидроузла была разработана Куйбышевским филиалом «Гидропроекта» совместно с головным институтом «Гидропроект» (г. Москва) в 1963 году, в 1967 году - утверждена Советом Министров СССР. Пуск первого гидроагрегата Чебоксарской ГЭС был осуществлен при пониженной отметке Чебоксарского водохранилища (61,0 м) 31 декабря 1980 года. В целях обеспечения навигации весной 1981 года уровень был повышен до промежуточной отметки - 63 м. Окончательный срок работ по зоне затопления водохранилища до проектной отметки 68 м был запланирован на 1987 год. Однако в связи с недостаточным финансированием, неполной готовностью зоны затопления и незавершенными работами по защите земель и населенных пунктов реализация проекта была приостановлена. Вопрос завершения «долгостроя» неоднократно поднимался руководством Чувашской Республики, Министерством экономики РФ и энергетикам, а также Ассоциацией «Большая Волга».
21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал Распоряжение о принятии предложения Минэкономразвития России, согласованного с Минприроды России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минэнерго России и Правительством Чувашской Республики, о подготовке изменений в проектную документацию «Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге», предусматривающих возможность установления нормального подпорного уровня Чебоксарского водохранилища на отметке 68 метров.
Исполняя поручение Президента РФ и распоряжение Правительства, компания «РусГидро» подготовила и представила проектную документацию на Государственную экологическую экспертизу. Однако из-за сложившейся правовой коллизии (до принятия решения о начале строительства невозможно указать источник финансирования работ и получить правоустанавливающие документы на землю), Государственная экологическая экспертиза вполне закономерно сделала заключение о том, что представленная документация не соответствует требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды. Значительная часть замечаний экспертизы связана не с качеством самого проекта, а с вопросами, которые входят в компетенцию соответствующих государственных органов федерального, регионального и местного уровня. Компания продолжает работать по всем направлениям, связанным с исполнением поручения руководства страны.
Решение о судьбе проекта будет принимать руководство страны – в том числе с учетом наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году и проблем с маловодьем на Волге в 2014-2015 гг.