Войти

Мониторинг упоминаний Минэнерго в СМИ 24 сентября 2013 года

Вопрос с поставками нефти в Белоруссию связан исключительно с техограничениями -Минэнерго РФ

ИТАР-ТАСС - Программа ВОСТОК

24.09.2013

ЮЖНО-САХАЛИНСК, 24 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Вопрос с поставками российской нефти в Белоруссию связан исключительно с техническими ограничениями, заявил замглавы Минэнерго РФ Кирилл Молодцов на конференции "Нефть и газ Сахалина 2013".

"Никакой политики в этом нет", - сказал он.

Молодцов также добавил, что график поставок на 2014 год еще не утвержден. Ранее сообщалось, что с сентября "Транснефть" сокращает поставки нефти в Белоруссию на 400 тыс тонн из-за ремонта нефтепровода "Дружба". 


Минэнерго РФ планирует принять до конца года решение о строительстве второй итретьей очередей ВНХК

ИТАР-ТАСС - Деловые новости

24.09.2013

 ЮЖНО-САХАЛИНСК. 24 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Министерство энергетики РФ ожидает от "Роснефти" более подробной информации о второй и третьей очередях проекта ВНХК /Восточная нефтехимическая компания/, чтобы до конца года принять решение об одобрении проекта строительства. Об этом заявил журналистам замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

"В течение двух-трех месяцев будет вестись работа по обсуждению ВНХК. Я думаю, до конца года задача будет решена", - сказал он.

Восточная нефтехимическая компания /ВНХК/ создана для реализации проекта строительства в Приморском крае нефтехимического комплекса мощностью до 30 млн тонн сырья в год. Входит в компанию "Роснефть", штаб-квартира ? в Находке. Первую очередь проекта мощностью 12 млн тонн нефтепереработки в год планируется запустить в эксплуатацию в четвертом квартале 2020 года, вторую - мощностью производства 3,4 млн тонн нефтехимического сырья в год - в четвертом квартале 2022 года. Реализация третьей очереди предполагается при условии соответствующей рыночной конъюнктуры. После ее запуска мощность проекта вырастет до 30 млн тонн нефтепереработки в год и производства 6,8 млн тонн нефтехимического сырья в год.

Общий объем инвестиций в проект оценивается в 1,313 трлн рублей /382 млрд рублей в первую очередь проекта, 310 млрд рублей - во вторую и 621 млрд рублей - в третью/.--0--бми/бед


Лучше меньше, да лучше - Поможет ли бюджетная экономия развитию экономики

"Московские новости" (Москва) 

24.09.2013

Елена Малышева

Поможет ли бюджетная экономия развитию экономики

Новый федеральный бюджет на трехлетку, проект которого правительство одобрило на прошлой неделе, оказался неприятным для многих, поскольку в нем урезаны расходы по целому ряду направлений. Сделать это властям пришлось после пересмотра прогноза социально-экономического развития РФ в худшую сторону.

Ожидания снизились настолько, что впервые с 1999 года власти запланировали частичную заморозку тарифов естественных монополий - для пром-потребителей в 2014 году они останутся прежними. В правительстве от таких жестких мер ждут стимулирующего эффекта и рассчитывают на оптимизацию расходов, создание новых рабочих мест, а также ускорение экономического роста до 3% с 1,8, запланированных в текущем году.

Между тем эксперты не спешат с оптимистичными оценками и сомневаются, что таких вдохновляющих целей удастся достичь с помощью простой экономии. Вместо оптимизации расходов по факту может получиться просто их перенос на будущие годы, побороть инфляцию не удастся, а экономика не захочет разгоняться ввиду сохранения нынешних структурных проблем.

Если еще недавно самым расхожим, хоть и странноватым выражением было «расшивка узких мест», то теперь в обиходную речь высокопоставленных чиновников входит слово «поджиматься»

Дмитрий Полевой, экономист банковской группы ING

«С точки зрения бюджета там была активная дискуссия и было слишком много предложений. Такое ощущение, что правительство на коленке изыскивало решение по оптимизации расходов. Прогноз Минэкономразвития выглядит чуть более оптимистичным, чем текущая ситуация, даже с учетом эффекта базы к концу этого года. Поэтому жесткий контроль и ревизия расходов были объяснимы. Снижение расходов на 5% по всем незащищенным статьям - это мера, которую можно только приветствовать. До этого особых стимулов для оптимизации бюджетных расходов не было. Сейчас уже реальность заставила правительство задуматься. Что касается пенсионной реформы - это, очевидно, дополнительный источник денег. Обнуление идет в контексте дискуссии, которая ведется с прошлого года, как бы забрать у «молчунов» ту часть пенсионных накоплений, которая их вроде бы и не волнует. Что касается тарифов - это, наверное, самое большое разочарование по сегодняшнему заседанию, поскольку вопрос стоял о заморозке для всех категорий потребителей, а по факту мы вышли все-таки на вариант повышения тарифов для населения. И здесь вывод один, что цели по инфляции ЦБ выполнить не удастся, снижение ставок опять откладывается на неопределенный период времени.

И аргумент Улюкаева, что за ближайшие три года тарифы вырастут меньше, не совсем верен. Если просто посчитать, что получается, - исходный вариант давал меньшее повышение тарифов. По НДФЛ - прогноз роста на 9% выглядит реалистично. Было заложено повышение располагаемых доходов примерно на 4%, если добавить инфляцию - рост обоснован, близко к реальности. Рост поступления от налога на прибыль на 14% - главный вопрос. В этом году идет достаточно большое падение прибыли, и поступления должны упасть... Вряд ли мы получим такое восстановление прибыли в следующем году и рост. Насколько я понимаю, очень больших изменений в структуре расходов не будет, кардинальных и меняющих всю конструкцию. Все равно сохраняется большая доля оборонных, военных расходов и социальных трансфертов и снижение расходов на развитие человеческого капитала».

Свежие цифры

Размах урезания расходов в новом бюджете заметно отстает от прогнозируемого сокращения доходов. В новом проекте бюджета-2014 доходы прогнозируются на 459,3 млрд руб. меньше ожидавшихся. Расходы же удалось ужать только на 229,8 млрд. Дефицит бюджета следующего года заложен в 0,5% ВВП, или 373,1 млрд руб. в реальном выражении.

Нефтяная зависимость бюджета при этом расти не будет, однако и уменьшение ее не будет таким существенным, как планировалось. В частности, если в прошлогоднем проекте бюджета предлагалось снижение доли нефтегазовых доходов до 8,5% ВВП в 2014 году, то теперь - лишь до 8,9%. При этом ненефтегазовые доходы составят, по новым расчетам, только 9,6% от ВВП против ранее запланированных 10,5% ВВП.

В 2015 году прогнозируемый объем доходов сократился уже более чем на триллион рублей, при этом прогноз по расходам снизился только на 264,7 млрд - до 15,362 с 15,626 трлн руб. В результате, как ожидается, бюджетный дефицит вырастет до 1% ВВП.

Больших доходов от приватизации при этом в бюджет не заложено. Наоборот, прогноз их сократился в разы: до 196,8 млрд руб. с 330,8 в 2014 году и до 158,5 с 595,1 млрд руб. в 2015 году. В 2016 году, как ожидается, продажа госимущества принесет меньше 100 млрд рублей.

Покрывать дефицит планируется прежде всего за счет наращивания госдолга, объем которого к 2016 году планируется увеличить до 14,3% ВВП, что примерно соответствует уровню 2005 года. Правда, тогда больше 70% его объема приходилось на внешние заимствования, а теперь, напротив, планируется около 75% занять внутри страны.

Маневр на полтора триллиона

Судить о происходящем в экономике можно по словам и фразам, которые наиболее популярны у чиновников в тот или иной момент. Если еще недавно самым расхожим, хоть и странноватым выражением было «расшивка узких мест», то теперь в обиходную речь высокопоставленных чиновников входит слово «поджиматься» с легкой руки министра финансов Антона Силуанова.

Это «поджимание» министерств, ведомств и госкорпораций, по расчетам правительства, должно произвести на экономику в 2014 году оздоравливающий эффект. Предполагается, что инфляция снизится на 0,5-1 процентный пункт, экономика, наоборот, ускорится - более чем на один пункт, благодаря оживлению инвестиционной деятельности с учетом дополнительных мер по формированию благоприятных для нее условий.

Надо признать, что члены правительства «начали с себя», объявив сокращение прогнозируемых ранее расходов на 5% для всех министерств и на 2% - в части субсидий учреждениям. Однако собой министры не ограничились. Одобренные правительством меры по сокращению запланированных на будущие годы расходов бюджета включают отказ от индексаций в 2014 году зарплат госслужащим, что позволит сэкономить 100 млрд рублей.

Еще 350 млрд руб. принесет смена вектора пенсионной реформы, в результате чего накопительная часть пенсии «молчунов» будет переведена в солидарную. Вместе с переносом части расходов на оборону на более поздние сроки общий объем перераспределения средств в 2014-2016 годах составит 1,5 трлн руб., заявил Силуанов.

Избыточный оптимизм

Само по себе сокращение расходов хорошо, его можно только приветствовать, сказал «МН» экономист банковской группы ING Дмитрий Полевой, однако назвать новый бюджет реформаторским язык не поворачивается.

«Насколько я понимаю, очень больших изменений в структуре расходов не будет - кардинальных и меняющих всю конструкцию. Все равно сохраняется большая доля военных расходов и социальных трансфертов и снижение расходов на развитие человеческого капитала», - отметил он. Сохраняется и пропорция по региональным и федеральным доходам, бюджеты субъектов сохраняют большую зависимость от федерального.

Кроме того, считают эксперты, прогноз Минэкономразвития слишком оптимистичен, и следовательно, бюджет, сделанный на его основе, не вполне соответствует реалиям.

«Прогноз по росту производительности не оправдан: он не соответствует ни прошлому последних лет, ни наблюдаемым в экономике сейчас тенденциям», - отметил главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. За последний год, напомнил он, Минэкономразвития дважды понижало прогноз социально-экономического развития. «С высокой долей вероятности прогноз на 2014 год ждет похожая судьба. Я сейчас не вижу никаких оснований для роста ВВП на 3% в следующем году», - заявил он.

С аналогичным предостережением выступил на прошлой неделе экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин в кулуарах международного дискуссионного клуба «Валдай». При неблагоприятных внешних условиях, сказал он, текущая ситуация в экономике РФ может перерасти в кризис. Чтобы предотвратить это, нужно делать экономику и бизнес-климат понятными для инвесторов, развивать институты, но этого пока не сделано.

Недозамороженные тарифы

В отношении заморозки тарифов, которую на совещании у президента в начале сентября решили было сделать тотальной, приняли половинчатое решение. Оно подразумевает нулевую индексацию тарифов на газ, электроэнергию для промышленных потребителей и грузовые железнодорожные перевозки. В 2015 и 2016 годах тарифы будут расти по 5% в год.

Для населения же в следующем году тарифы решено все-таки повысить: на уровень инфляция минус коэффициент 0,7, то есть примерно на треть ниже, такой же их рост запланирован и на 2015-2016 годы. А это, по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, не позволит достичь целевого показателя инфляции, заложенного в новый прогноз Минэкономразвития, который министерство уже успело пересчитать с учетом сценария полной заморозки тарифов.

Она даже отметила, что если ориентир по инфляции останется прежним, то ЦБ придется ужесточить денежно-кредитную политику, на смягчение которой все еще рассчитывают участники рынка. Повышение тарифов для населения обойдется примерно в 0,5% инфляции к запланированным 4,5%, сказала Набиуллина.

Такое заявление для главы ЦБ скорее инструмент давления на правительство, отметил «МН» Дмитрий Полевой, хотя теперь, после решения повысить тарифы для населения, снижения ставок ждать уже не приходится. Он также отметил, что в результате повышение тарифов для населения окажется даже больше, чем планировалось в предыдущей версии бюджета.

Спасти рядового газовика

Отказаться от заморозки тарифов для населения правительство было вынуждено под напором устрашающих аргументов монополий, на стороне которых выступили также профильные министерства - Минтранс и Минэнерго.

В «Газпроме», например, подсчитали, что заморозка тарифов на газ в 2014-2016 годах обернется снижением инвестпрограммы на 407 млрд руб., а каждые 100 млрд, не вложенные в капзатраты, приводят к сокращению 70 тыс. рабочих мест. В компании РЖД также не преминули предупредить о кратном сокращении инвестпрограммы и многотысячных увольнениях, после чего российский профсоюз железнодорожников направил правительству письмо с просьбой проиндексировать тарифы.

В таких условиях решение даже о частичной заморозке (лишь для пром-потребителей) выглядит значительной победой Минфина и Минэкономразвития, выступивших за нее единым фронтом. Удастся ли правительству удержать оборону в последующие годы, вероятно, будет зависеть от того, достигнет ли заморозка заявленных целей и насколько сильно она ударит на деле по реализации существующих планов.

Пока глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уверяет, что все будет хорошо, и удивляется, почему потери РЖД в 77 млрд руб. от заморозки тарифов так сильно беспокоят компанию на фоне общего объема расходов в 1 трлн руб. ежегодно. Кроме того, монополии будут получать выгоды от заморозки тарифов друг друга - РЖД, например, получит более дешевую электроэнергию, указал министр.

Но самым главным подспорьем для госкорпораций, по словам Улюкаева, станет работа, которую предстоит проделать по минимизации цен поставщиков. В этом Минэкономразвития готово помочь и железнодорожникам, и газовикам.

Особенности национальной борьбы с коррупцией

Между тем эксперты считают, что повышение эффективности монополий - задача, решение которой, мягко говоря, не гарантировано.

Для эффективной оптимизации необходима масштабная программа с объективными критериями и целевыми показателями, замечает начальник управления «РИА Рейтинг» Андрей Манько. Без нее сокращение расходов не гарантирует повышение эффективности - наоборот, под нож могут попасть достаточно важные статьи.

Приспособиться можно ко всему, заметил в свою очередь Евгений Надоршин. Например, недостаточно перевести торги на электронную площадку. «Можно также неэффективно закупить и организовать все необходимые схемы», - сказал он. А если не выйдет с оптимизацией, то за нулевую индексацию тарифов в 2014 году, вероятно, придется расплачиваться в последующие. Чтобы бороться с коррупцией, полагает он, нужно как можно больше деперсонализировать взаимодействие, внедряя в систему новых людей из иной среды, а как раз этого у нас не происходит.

Пока, как признает сам Улюкаев, власти снова скатываются в ручное регулирование, разновидностью которого и является предложение Минэкономразвития «выстраивать цепочки взаимодействия» с целью снижения издержек. Но иногда, считает он, и это бывает полезным, «ведь откуда-то надо начинать».

Правда, еще несколько лет назад власти собирались начинать совсем с другого, когда задумывался план масштабной приватизации. И главной причиной его появления считалось то, что эффективность и прозрачность могут быть обеспечены только путем снижения государственного присутствия в экономике.

Теперь же и темпы, и масштабы планируемой приватизации продолжают снижаться. В текущем году, например, доходы от приватизации составили вчетверо меньше запланированного. По словам министра финансов, бюджет получит 50-60 млрд руб. против изначального плана в 427 млрд руб. Эти выпадающие доходы будут замещены нефтегазовыми, благо цена на нефть пока превышает самые оптимистичные ожидания.

***

3% составит рост ВВП РФ в 2014 году

14,3% ВВП достигнет объем госдолга РФ к 2016 году

5% на такую сумму сокращен прогноз

расходов всех министерств и на 2% урезан прогноз по субсидиям учреждениям

~70% от уровня инфляции 2013 года - на такую величину будут индексированы тарифы для населения в 2014 году

***

Андрей Манько, начальник управления «РИА Рейтинг»

«Макропрогноз, на основе которого построен проект бюджета на 2014-2016 годы, выглядит относительно реалистичным. Таким образом, без значительных потрясений в мировой экономике российскому федеральному бюджету ничего не угрожает. Единственное - в отношении запланированных доходов региональных бюджетов от налогов на прибыль и имущество организаций есть определенные сомнения. Поэтому у многих регионов могут возникнуть проблемы с выполнением своих обязательств, а это приведет к тому, что вновь потребуется увеличить межбюджетный трансферт.

Заявленное сокращение расходов министерств и госкорпораций не гарантирует, что эффективность расходов повысится. Весьма вероятно, что будут в первую очередь урезаться как раз важные статьи, а неэффективные останутся. Безусловно, сам факт масштабного сокращения расходов у большей части министерств и ведомств окажет влияние на экономику, однако для повышения эффективности расходования бюджетных средств следует разработать масштабную программу оптимизации с объективными количественными критериями и набором целевых показателей. Сейчас же о разработке такой программы ничего не слышно, поэтому ждать повышения эффективности не стоит. По нашим оценкам, рост тарифов на услуги ЖКХ для населения в 2013 году увеличивает инфляцию на 0,3-0,4 процентных пункта. Увеличение тарифов в 2014 году окажет примерно такое же влияние на потребительскую инфляцию. Однако это не исключает того факта, что инфляция может по итогам 2014 года оказаться в рамках прогнозного диапазона. В небольших пределах инфляция может быть снижена за счет ужесточения монетарной политики, и кроме того, хороший урожай 2013 года будет оказывать позитивное влияние на инфляцию вплоть до следующего урожая».

***

Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»

«Что касается пенсионной реформы, то она, по сути, делается в значительной степени для того, чтобы заткнуть дыру в бюджете, а не для того, чтобы обеспечить интересы трудоспособного населения, тех, кто отчисляет страховые взносы. Однако если государство надеется сделать эту пенсионную реформу устойчивой в долгосрочной перспективе - это действительно мощный вызов по части борьбы с инфляцией. Количество пенсионеров растет, и инфляция поддавливает, и вот эта наша регулярная щедрость: широко махнуть рукой и пообещать... Мы с 2005 года домахались, что у нас весь объем Пенсионного фонда превышает суммарные нефтегазовые доходы федерального бюджета. А это лишь часть обязательств бюджета, один блок.

В существующем виде реформа скроена для людей с небольшим уровнем дохода и, кстати, совсем не стимулирует белые зарплаты - все равно пенсию больше не дадут.

Сам же бюджет сделан на достаточно оптимистичном прогнозе Минэкономразвития, который предполагает динамичное развитие. Но, с моей точки зрения, этот прогноз по росту производительности не оправдан: он не соответствует ни прошлому последних лет, ни наблюдаемым в экономике сейчас тенденциям. В последние годы нет большого роста производительности. А вместо инвестиций, которые падают, капитал утекает из страны, а источников увеличения производительности (например, в виде нового капитала) не создается. Вероятно, в последующие годы придется расплачиваться (за заморозку тарифов), поскольку госкорпорации заявят о недофинансировании. Повышать эффективность - это тяжело. Требуется серьезный подход, акцент на борьбу, разрушение коррупционных цепочек. Нужно постоянно внедрять новых действующих лиц, достаточно профессиональных, чтобы выполнять свои обязанности, но вносящих другую, деловую культуру в отношения».


Перспективы инвестиций в "умную" энергетику обсудили на 13-ом Петербургском международном форуме ТЭК

"Портал машиностроения"

24.09.2013

 Источник информации: Пресс-служба "Инженерный центр "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ"

В Северной столице России состоялся 13-ый Петербургский международный форум ТЭК, деловые мероприятия которого были посвящены привлечению инвестиций в развитие отрасли, инновационные программы, внедрение энергоэффективных технологий. Этот вопрос тем более актуален сейчас, когда на государственном уровне было принято решение о замораживании тарифов естественных монополий на 2014 год и некоторые компании заявили о намерении пересмотреть свои инвестиционные программы.

Петербургский международный форум ТЭК - одна из наиболее авторитетных и профессиональных дискуссионных площадок в области ТЭК, где анализируют состояние отрасли и обсуждают текущие вопросы. Форум традиционно проходит при поддержке Минэнерго РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства по недропользованию, Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, правительства Санкт-Петербурга и других ведомств.

В 2013 году основной пласт вопросов, обсуждавшихся на Форуме, касался развития энергетики в целом. В деловую программу была включена конференция "Инвестиции в энергетике: энергосберегающие и энергоэффективные технологии, строительство и реконструкция энергетических объектов", в которой с докладом о перспективах дальнейшего внедрения в России технологий интеллектуального учета энергоресурсов выступил директор департамента разработки и внедрения ПО Инженерного центра "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ" Илья Нестеров. Он рассказал о преимуществах внедрения "умных" систем учета в компаниях различных направлений деятельности - энергосетевых, энергосбытовых, компаниях ЖКХ. Также была представлена информация об экономической эффективности внедрения или модернизации систем учета с использованием интеллектуальных приборов, которая достигается улучшением производственных показателей, и выгодах для потребителей услуг.

В частности, был представлен результат проекта по внедрению Smart Metering в жилых домах, поставщиком энергоресурсов в которые выступает ООО "Коммунальные технологии". Инженерный центр "ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ" установил более 5 тыс. "умных" приборов учета в качестве общедомовых в четырех городах Чувашии, на территории площадью более 3 тыс. км в единой АСКУЭ. Результаты:

- сокращение показателя потерь в сетях за первый год эксплуатации АСКУЭ с 8,53% до 6,88% или 11,3 млн. кВт ч в абсолютном выражении;

- ликвидация необходимости ежемесячного обхода приборов учета (1000 чел/дней в год);

- диагностика работы средств измерений и учета в режиме реального времени;

- рост полезного отпуска электроэнергии на 10 млн. кВт ч в год.

- в одном из пилотных многоквартирных домов доначисления за ОДН сократились более чем на 15%.

Подобные проекты в других регионах России могут рассчитывать на государственную поддержку, так как ежегодно Минэнерго РФ выделяет субсидии региональным властям на проекты в сфере энергоэффективности и энергосбережения. Также внедрение интеллектуального учета происходит в региональных сетевых компаниях под эгидой ОАО "Россети". На днях глава холдинга Олег Бударгин заявил, что ограничение роста тарифов в будущем году "создает дополнительные стимулы для повышения эффективности и развития электросетевого комплекса". По его словам, "год нулевого тарифа - это период для наведения порядка в электросетевом комплексе". Решению этой задачи могут способствовать проекты качественного преобразования отрасли, позволяющие в первую очередь бороться с потерями в сетях, обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей, автоматизировать большинство процессов во взаимоотношениях с потребителями.


Неустойка за задержку оплаты электроэнергии вырастет вдвое

РИА "ОРЕАНДА" - Экономические новости

23.09.2013

Москва. ОРЕАНДА-НОВОСТИ . Кабинет министров одобрил законопроект, предусматривающий двукратное увеличение пени за просрочку оплаты потребленной электроэнергии. Вчера на заседании правительства рассматривался вопрос об изменении штрафных санкций за то, что потребители затягивают с оплатой электроэнергии. Законопроект, вносящий поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об электроэнергетике", носит воспитательный характер.

Он должен укрепить платежную дисциплину населения, бюджетных организаций и промышленных потребителей, заставить их надлежащим образом относиться к своим обязательствам по оплате электроэнергии.

В правительстве отмечают, что многие не спешат платить за электричество, тем самым фактически потребляя ресурсы в кредит. Пока что ежедневная пеня за просрочку составляет 1/360 от ставки рефинансирования Центробанка, что соответствует приблизительно 9 процентам годовых. Министерство энергетики предложило повысить так называемую законную неустойку до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки платежа, а это почти 18 процентов в годовом исчислении. Как пояснил на заседании правительства глава Минэнерго Александр Новак, размер пени высчитан так, чтобы приблизить его к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителя.

Сегодня рыночные ставки краткосрочных кредитов на срок от 1 до 3 месяцев без обеспечения находятся в диапазоне 14-32 процентов. Также правительство поддержало усиление финансовой и административной ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучётное потребление электроэнергии. Верхнюю границу штрафа для населения поднимут с 2 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — с 4 до 200 тысяч рублей. Штрафы для юридических лиц вместо действующих 30-40 тысяч рублей вырастут до 100-300 тысяч. Цифра 50 тысяч рублей могут снять с человека за самовольное подключение к сетям инфраструктуры.


РФ за 7 месяцев сократила экспорт нефти на 1,4%, до 137,5 млн тонн - Росстат

"Complexdoc.ru"

23.09.2013

 Экспорт нефти из России в январе-июле 2013 года снизился на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года - до 137,5 миллиона тонн, следует из материалов Росстата.

Удельный вес нефти в общем объеме российского экспорта за семь месяцев текущего года составил 33,5%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 47% (в январе-июле 2012 года соответственно 35% и 49,5%).

Согласно сравнительным данным Росстата о добыче нефти (без газового конденсата) в РФ и других ведущих странах-экспортерах этого сырья, Россия добывала в июле 10,281 миллиона баррелей в сутки, тогда как страны ОПЕК - суммарно 30,308 миллиона баррелей в сутки (в том числе Ирак и Саудовская Аравия - 2,972 и 9,696 миллиона баррелей в сутки соответственно). Таким образом, в июле РФ сохранила за собой первое место в мире по объему добычи, опередив Саудовскую Аравию.

Средняя фактическая экспортная цена на нефть в июле выросла на 3,22% по сравнению с июнем и составила 717,9 доллара за тонну. При этом цена мирового рынка на основную российскую экспортную нефть Urals составила 790,2 доллара за тонну (рост на 5,24% к июню).

По данным ЦДУ ТЭК, Россия в январе-августе 2013 года нарастила добычу нефти с газовым конденсатом на 0,83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 346,92 миллиона тонн. Минэнерго ожидает, что до 2020 года объем добычи нефти в РФ будет составлять 505-510 миллионов тонн в год.


Законопроект о либерализации экспорта СПГ может поступить в Госдуму в октябре

"Complexdoc.ru"

23.09.2013

 Решение по законопроекту о либерализации экспорта СПГ может быть принято в течение недели и документ будет передан на рассмотрение в Госдуму, сообщил журналистам источник в Минэнерго РФ.

СМИ в начале сентября сообщали, что Минэнерго завершило разработку законопроекта, который разрешит независимым производителям газа самостоятельный экспорт СПГ, документ согласовывается с администрацией президента.

Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный сообщил в понедельник журналистам, что ожидает внесение документа в октябре. "Мы ожидаем, что законопроект поступит в Госдуму в октябре-ноябре. Но считаю, что это произойдет в октябре", - сказал Завальный.

В настоящее время подконтрольный государству "Газпром" по законодательству обладает монопольным правом на экспорт газа. Вместе с тем крупнейший российский независимый производитель газа НОВАТЭК и примкнувшая к нему в этом вопросе "Роснефть" , планирующая серьезно нарастить свое производство газа, настаивают на отмене монополии для СПГ.


Производство полимеров на Дальнем Востоке к 2030г может достичь 5,6 млн тонн

"Нефть России" - новости

23.09.2013

 "Нефть России", 23.09.13, Москва, 17:28 Производство полимеров на Дальнем Востоке к 2030 году достигнет 5,6 млн тонн в случае реализации проектов "Роснефти" ("Восточная нефтехимическая компания", ВНХК) и СИБУРа (Белогорский ГХК), говорится в материалах Минэнерго.

Проект ВНХК предполагает, что с запуском в 2028 году третьей очереди комплекса он будет выпускать 1,9 млн тонн полиэтилена, 1,2 млн тонн полипропилена, 18,5 млн тонн нефтепродуктов (бензин - 1,5 млн тонн, авиакеросин - 2 млн тонн, дизтопливо - 12 млн тонн, кокс - 1,2 млн тонн, прочие - 1,8 млн тонн), а также 800 тыс. тонн моноэтиленгликоля.

Кроме того, СИБУР прорабатывает вопрос о строительстве газохимического комплекса в Белогорске. Первая очередь ГХК может быть запущена в 2019 году, вторая - в 2021 году. Общая мощность двух очередей Белогорского ГХК может составить 2,5 млн тонн полиэтилена в год.

Ресурсной базой для ГХК станет этан, получаемый на проектируемом Белогорском ГПЗ "Газпрома". Ранее сообщалось, что "Газпром" при создании Белогорского газоперерабатывающего комплекса ограничится только газопереработкой, а всю газохимию отдаст в руки партнера - СИБУРа.

Проект Белогорского ГПЗ предусматривает поставку до 59 млрд кубометров газа в год в Белогорск с Якутского и Иркутского центров газодобычи по газопроводу "Сила Сибири". Планируемые производственные мощности комплекса в Белогорске Амурской области - до 48 млрд кубометров товарного газа, 3 млн тонн этана, 2 млн тонн сжиженных углеводородных газов и 60 млн кубометров гелия.

Проект Белогорского ГПЗ планируется в три этапа. Планируемый срок ввода первой очереди - 2017 год, второй очереди - 2020 год, третьей - 2022 год, - передает http://www.rupec.ru.


"Газпрому" понравилось в Усть-Луге - Концерн считает порт удобной площадкой для СПГ-завода (Коммерсант)

"Газпром" считает порт Усть-Луга наиболее удобной площадкой для строительства СПГ-завода на Балтике. По официальной версии, это связано с благоприятными климатическими условиями, но несколько лет назад "Газпром" считал, что ледовая обстановка лучше в порту Приморск. По данным источников "Ъ", "Газпром" еще не определился с выбором, но в Усть-Луге уже рассчитывают, что строительство СПГ-завода сможет поправить экономику близкой к банкротству управляющей компании порта.

Зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев сообщил вчера, что монополия считает площадку в порту Усть-Луга более удобной для строительства СПГ-завода на Балтике, хотя компания продолжает рассматривать несколько вариантов. По словам топ-менеджера, Усть-Луга более удобна, потому что "там уже построен фарватер", а также "лучше климатические условия, без ледовой обстановки". В "Газпроме" не стали комментировать заявление господина Голубева. 

Для строительства СПГ-завода "Газпрому" необходим участок площадью около 200 га. Монополия выбирает между двумя районами — Кингисеппским (порты Усть-Луга и Вистино) и Выборгским (порты Высоцк, Выборг и Приморск). Завод мощностью до 10 млн тонн СПГ в год планируется запустить в конце 2018 года. Его стоимость оценивается в $5-7 млрд. Сейчас компания проводит обоснование инвестиций. Окончательный выбор между площадками монополия сделает после оценки стоимости строительства и транспортировки для каждой площадки и подсчитает экономику проекта на каждой из них. При этом источники "Ъ" летом сообщали, что монополия склоняется к Приморску из-за близости газопроводов и наличия меморандума с совладельцем порта группой "Сумма" о сотрудничестве по использованию СПГ как бункеровочного топлива. 

Это уже вторая попытка "Газпрома" построить СПГ-завод на Балтике. Первый проект — Baltic LNG мощностью до 7 млн тонн в год — существовал с 2004 по 2007 год, и в качестве наиболее вероятного места для строительства рассматривался Приморск. При этом в 2005 году начальник управления системного анализа и экспертизы проектов "Газпрома" Игорь Мещерин говорил, что Усть-Луга, скорее всего, не будет рассматриваться как площадка под строительство СПГ-завода, в частности, из-за "тяжелой ледовой обстановки". Каким образом климатические условия в порту с тех пор могли измениться, в "Газпроме" не уточняют. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уверяет, что концерн не собирается спешить с выбором площадки и никаких предпочтений на данный момент нет. 

Между тем в Усть-Луге уже рассчитывают на инвестиции "Газпрома". "Это позволит компании уверенно существовать ближайшие лет пять",— заявил "Ъ" источник, близкий к ОАО "Компания "Усть-Луга"", которое управляет портом и сейчас находится в тяжелом финансовом положении (долги на конец 2012 года — 4,6 млрд руб.). Кроме того, по словам собеседника "Ъ", строительство СПГ-завода "даст толчок для развития проекта индустриальной зоны, который был задуман "Усть-Лугой" еще в 2010 году". Источники "Ъ" на рынке отмечают, что в проект парка приглашали для строительства нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов СИБУР и "Роснефть", но те уже отказались. В ОАО "Компания "Усть-Луга"" заявили, что "работа с инвесторами ведется", хотя "пока никаких договоренностей нет". 

Эксперты полагают, что инвестиций в строительство СПГ-завода будет недостаточно для покрытия долгов управляющей компании порта. "Строительство может занять несколько лет, а других серьезных контрактов у компании на данный момент нет",— отмечает директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева. Кроме того, по ее словам, высока вероятность, что проект индустриальной зоны будет выведен из ОАО "Компания "Усть-Луга"" в отдельную структуру. 

Ольга Ъ-Мордюшенко, Анна Ъ-Зибров
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2303401

Ольга Ъ-Мордюшенко, Анна Ъ-Зиброва


"Роснефти" может не хватить сырья для поставок в восточном направлении

"Нефть России" - новости

23.09.2013

 "Нефть России", 23.09.13, Москва, 17:27 "Роснефти" к 2020 году может не хватить ресурсов для исполнения поставок нефти в восточном направлении, пишут "Ведомости" со ссылкой на вице-президента "Транснефти" Алексея Сапсая.

Расчет "Транснефти", сделанный на основе данных, предоставленных "Роснефтью", свидетельствует: в 2020 году без учета поставок для Восточной нефтехимической компании в Находке (ВНХК) госкомпании потребуется 63,3 млн тонн нефти, с учетом этих поставок — 75,3 млн тонн. А ресурсная база "Роснефти" для поставок в восточном направлении (участки, на которых только идет разведка, в расчет не берутся) – 59,4 млн тонн, говорится в презентации "Транснефти", подготовленной к совещанию в Минприроды. Таким образом, дефицит сырья для обеспечения потребителей на восточном направлении без учета ВНХК составит 3,9 млн тонн, с учетом – 15,9 млн тонн.

"Роснефть" в 2012 году добыла 122 млн тонн нефти. Две трети экспорта (около 42 млн тонн) компании приходилось на Европу.

В нынешнем году, после приобретения ТНК-ВР, добыча "Роснефти" может вырасти до 206 млн тонн. Правда, значительно выросли и обязательства "Роснефти": в июне она заключила с китайской CNPC контракт на поставку 365 млн тонн нефти в течение 25 лет (или 14,6 млн тонн ежегодно), что увеличивает экспорт в Китай почти вдвое. В нынешнем году "Роснефть" должна нарастить поставки в Китай на 800 тыс. тонн нефти, а в 2014 году — на 2 млн тонн.

"Роснефть" отмечала, что запуск в 2016-2019 годах нескольких крупных месторождений на полуострове Ямал и в Восточной Сибири, а также проектов, находящихся на стадии геологоразведки, позволит выполнить все обязательства по поставкам в восточном направлении.

Извлекаемые запасы нефти и конденсата на месторождениях "Роснефти" в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке по категории A, B, C1+C2 составляют 2,4 млрд тонн, говорится в материалах госкомпании.

"Роснефти" хватит сырья для поставок китайским потребителям, если новые месторождения будут вводиться вовремя, считает аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. По его оценке, госкомпания сможет поставить в восточном направлении в 2020 году 90-95 млн тонн нефти, в том числе около 40 млн тонн – это ресурсы для нефтеперерабатывающих заводов в Сибири и на Дальнем Востоке (Ачинский, Ангарский, Комсомольский, а также новый завод в Находке).

"Транснефть" отмечает, что не все параметры соглашения "Роснефти" о поставках нефти в Китай были предварительно согласованы с трубопроводной монополией. Чтобы обеспечить увеличение поставок нефти в Китай до 30 млн тонн в год, нужно 74 млрд рублей, подсчитала "Транснефть". Для финансирования расширения действующих магистралей в восточном направлении, Минэнерго предложило установить для "Роснефти" дополнительный тариф. Глава "Роснефти" Игорь Сечин заявлял, что согласен, но настаивал, чтобы тарифы были рентабельными.

Строительство ВНХК, которая должна перерабатывать 12 млн тонн нефти в год начиная с 2020 года, путает карты еще больше. Пропускную способность ВСТО в этом случае придется расширить с 31 млн до 79 млн тонн – с учетом дополнительных поставок в Китай, прокачки в адрес Комсомольского НПЗ "Роснефти", Хабаровского НПЗ НК "Альянс", а также в порт Козьмино. В этом случае инвестиции составят 140 млрд рублей, а затем и 258 млрд рублей – поскольку мощность ВНХК планируется увеличить до 24 млн тонн, сказал А.Сапсай, как передает http://www.rupec.ru.


"Транснефть" ответила Сечину: Потери сырья в системе нефтепроводов соответствуют нормативам Минэнерго

"Нефть России" - новости

23.09.2013

 "Нефть России", 23.09.13, Москва, 17:21 Показатель потерь отдельных компаний может быть выше за счет испарений во время хранения в резервуарах.

Суммарные потери в в транспортной системе "Транснефти" не превышают указанные в приказе Минэнерго нормативы — 0,24% от объема прокачиваемой нефти, сообщает "Коммерсант" со ссылкой на представителей компании.

- Потери в ходе прокачки по подводящим нефтепроводам гораздо выше, но компания исходит исключительно из нефтяных потерь, а не общего объема сырья, в состав которого также входит вода,— уточняют в "Транснефти".

Компания указывает, что в линейной части потерь нет, а 99% потерь происходит при испарении во время хранения в резервном парке, объем которого 17 млн куб. м, в связи с чем средний показатель по системе может быть превышен, например, компанией "Роснефть" при прокачке по ВСТО, где расположено большое количество резурвуаров.

Ранее глава "Роснефти" Игорь Сечин обратился руководителям Минэнерго, Ростехнадзора, ФАС, ФСТ и Росстандарта, в котором обвинил "Транснефть" в высоком уровне потерь в трубопроводах. В письме говорится, что проведенный "Роснефтью" анализ "фактической отчетности" показал: в первом полугодии 2013 года потери при транспортировке нефти по подводящим нефтепроводам (ими владеет "Роснефть") составили 0,185%, а по системе "Транснефти" — 0,3%. "Роснефть" считает, что из-за этого за первое полугодие она недополучила 1,5 млрд рублей.

Причину госкомпания видит в том, что подсчет потерь ведется не по "фактическим показателям, а исходя из нормативов, установленных приказом Минэнерго от 23 августа 2012 года N399". Нормативные потери в системе могут достигать 2 млн тонн, в том числе 0,7 млн тонн нефти — потери "Роснефти". Игорь Сечин также отмечает, что "Транснефть", не являясь добывающей компанией, ежегодно реализует на рынке около 1 млн тонн нефти.

В "Транснефти" поясняют, что остатки нефти в трубе, которые продает компания, "обезличены" (смесь сырья разного качества), поэтому вернуть "Роснефти" (как и прочим нефтяникам) назад ее объемы невозможно.

- Вырученные от продажи нефти деньги компания направляет на благотворительность по желанию собственника (Росимущества - ред.),— говорят в трубопроводной компании.

Минэнерго подтвердило, что письмо главы "Роснефти" получено и уже рассмотрено, но свое отношение к позиции Игоря Сечина не сообщили. В других нефтяных компаниях проблему потери нефти в трубе не считают острой. По словам представителя одной из них, "когда "Транснефть" год назад сократила потери на 30%, вопросы к ней исчезли", - передает http://www.nefttrans.ru.


Сечин: «Роснефть» теряет миллиарды рублей

"Финам FM"

23.09.2013

Эксперты считают, что цифры потерь «Транснефти» при транспортировке сырья завышены.

Потери «Роснефти» составляют 1,5 миллиарда рублей. «Транснефть» объясняет это потерями при транспортировке сырья. Эта информация стала известна из письма Игоря Сечина, главы «Роснефти», в адрес Минэнерго, Росстандарта, ФАС, ФСТ и Ростехнадзора. Письмо цитирует «Коммерсант». В нем сопоставлены данные по отчетности двух компаний. Согласно анализу «фактической отчетности» за первое полугодие 2013 года, потери при транспортировке по системе «Роснефти» составили 0,185%, а по системе «Транснефти» - 0,3%. Эта разница и составляет 1,5 миллиарда рублей, как утверждает господин Сечин.

«Эта проблема тянется с советских времен», - в эфире Финам FM утверждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, генеральный директор компании "Инфотек-терминал" Рустам Танкаев.

Проблема, по словам эксперта, заключается в том, что эти потери «не всегда настоящие».

«И бывают ситуации, когда у «Транснефти» даже образуются излишки нефти в системе. Но играть в эти игры с Сечиным вряд ли стала бы даже «Транснефть». Это очень опасно».

«Роснефть» объясняет потери нормативными показателями, а не фактическими. Согласно им, потери могут достигать до 2 миллионов тонн.

«Что касается потерь во внутренних промысловых трубопроводах, то система «Транснефти», конечно, технологически выше, чем промысловые нефтепроводы, и в промысловых трубах потерь больше. Так что если данные «Роснефти» приведены точные, то это указывает на то, что потери «Транснефти» опять завышены. И конечно с этим надо как-то разбираться», - резюмирует господин Танкаев.

Также Сечин отмечает в письме, что «Транснефть» реализует около миллиона тонн нефти, не являясь при этом добывающей компанией.

«Транснефть», в свою очередь, не согласна с цифрами «Роснефти». В компании отмечают, что потери в ходе прокачки по подводящим нефтепроводам гораздо выше, но «компания исходит исключительно из нефтяных потерь, а не общего объема сырья, в состав которого также входит вода», - цитирует издание слова представителя «Транснефти». Кроме того, суммарные потери не превышают установленных в Минэнерго нормативов – 0,24% от общего объема прокачиваемого продукта.

В других нефтяных компаниях потерю нефти в трубе не считают острой.


Из налога на автомобили уберут лошадиные силы

"Sibnet.ru"

23.09.2013

 В России могут ввести новую схему расчета транспортного налога. Как рассказал замглавы Минфина Сергей Шаталов, ставки транспортного налога изменят уже с 2015 года.

В частности, Минфин предлагает перейти от критерия лошадиных сил автомобиля к объему двигателя, а также ввести коэффициенты, учитывающие экологический класс двигателя и год выпуска машины. Это значит, что новые ставки ударят, в первую очередь, по владельцам старых автомобилей с большими атмосферными моторами. "Теоретически такая возможность есть. Я не могу сказать, что даю вам гарантию, что с 2015 года так будет, но нам бы хотелось", отметил чиновник.

Кроме того, не исключена также возможность замены транспортного налога экологическим. Шаталов подчеркнул, что такой налог существует в Евросоюзе. Таким образом, владельцы старых машин там платят существенно больше, чем водители новых. Главная задача, которая будет преследоваться в таком случае, это стимулирование обновления автопарка. Ранее Минэнерго РФ предлагало обнулить транспортный налог для автомобилей, работающих на газомоторном топливе. В министерстве считают, что это станет дополнительным экономическим стимулом для перевода автопарка на машины, работающие на газу.

Напоним, летом были одобрены повышенные ставки транспортного налога для дорогих автомобилей. Так, на машины стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с даты выпуска которых прошло от двух до трех лет, ввели повышающий коэффициент 1,1. Если с года выпуска транспортного средства прошло от одного до двух лет, при уплате транспортного налога применяется коэффициент 1,3, если менее года 1,5. Что касается более дорогих транспортных средств стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, то коэффициент равен уже двум. На машины стоимостью 10-15 миллионов рублей младше 10 лет и на автомобили с ценником более 15 миллионов рублей транспортный налог взимается с коэффициентом 3.


Минэнерго проверило готовность к работе в условиях военного времени

"RusCable.Ru"

23.09.2013

 Минэнерго России выполнены мероприятия по переводу Министерства и его структурных подразделений в степень готовности "Полная", в рамках задач, поставленных Президентом РФ, касающихся проверки готовности Министерства, подведомственных ему агентств, служб и организаций по функционированию в период военного времени.

В рамках учений 18 сентября 2013 года был организован выезд оперативной группы Министерства на запасный пункт управления с задачей подготовки рабочих мест для проверки функционирования систем связи и организации взаимодействия с Минэнерго и организациями ТЭК.

Также, в соответствии с легендой учений, были проведены мероприятия по восстановлению объектов ТЭК, выведенных из строя в регионах РФ.


В Южно-Сахалинске РФ открылась международная конференция "Нефть и газ Сахалина -- 2013"

"Китайский информационный интернет-центр" (Китай)

23.09.2013

В понедельник в российском городе Южно-Сахалинске открылась международная конференция "Нефть и газ Сахалина -- 2013". Об этом сообщило агентство "Интерфакс-Дальний Восток".

В работе форума приняло участие более 450 человек из более чем десяти государств -- это топ-менеджеры и ведущие специалисты нефтегазовой отрасли России и других стран мира.

Конференция открылась технической сессией, на которой специалисты обсуждают такие вопросы, как применение современных технологий при бурении нефтяных скважин, проведение геологической разведки, обустройство месторождений, производство сжиженного природного газа /СПГ/.

Основная часть конференции начнется 24 сентября. На ключевых сессиях менеджеры нефтегазовых компаний представят последние сведения по проектам сахалинского шельфа, в том числе -- "Сахалин-1", "Сахалин-2", Киринский блок "Сахалин-3". Внимание также было уделено шельфу Дальнего Востока России. Представители министерства природных ресурсов /МПР/ и Минэнерго РФ выступят с докладами, ознакомив аудиторию с планами государства, представив российскую отраслевую стратегию, расскажут о новшествах федерального законодательства.

В рамках форума будет уделено большое внимание ситуации на глобальных энергетических рынках, вопросу их трансформации, а также роли российского Дальнего Востока. Участники обсудят энергетическую стратегию России, ее влияние на международном нефтегазовом рынке. Будут обсуждаться проблемы и решения в рамках деятельности по транспортировке с Дальнего Востока нефти, газа и СПГ.

Форум организован Лондонским институтом Адама Смита при поддержке правительства Сахалинской области. 


ФАС предлагает изменить доступ к транспортировке нефтепродуктов

"Нефть России" - новости

23.09.2013

"Нефть России", 23.09.13, Москва, 14:26 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает излишним введение регламентации доступа к услугам по транспортировке нефтепродуктов, которая была утверждена около двух лет назад, сообщает http://www.rusenergy.com со ссылкой на "Интерфакс".

В них отмечается, что при решении этого вопроса следует принять во внимание тот факт, что подобные ограничения отсутствуют на конкурирующих железнодорожном и водном транспорте.

Кроме того, введение этих процедур создало проблемы не только для значительного количества независимых участников рынка и преимущества для доминирующих на рынке нефтепродуктов участников, но и создало проблемы для "Транснефтепродукта" (входит в "Транснефть") объем реализации услуг которого в результате сократился более, чем на 30%.

В случае, если процедуры доступа к услугам по трубопроводной транспортировке сохраняются, в то время как ФАС предлагает эту сферу дерегулировать, то, как минимум, требуется отменить ограничения на заключение договоров на услуги по транспортировке нефтепродуктов только с компаниями, имеющими на балансе нефтеперерабатывающие заводы.

Ведомство по-прежнему считает необходимым применительно к правилам недискриминационного доступа при трубопроводной транспортировке нефти отказаться от излишних административных процедур. По мнению ФАС, утверждение министерством энергетики графиков транспортировки следует из поквартальной процедуры сделать ежегодной, а вопросы уточнения графиков в течение года должны решаться "Транснефтью", а не Минэнерго в рамках детализированных правил.


Власти РФ обсуждают возможность установления обязательного объема продажи нефти на бирже

"Нефть и Капитал" (oilcapital.ru)

23.09.2013

 Москва. 23 сентября. OilCapital.ru. Курирующий ТЭК вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поручил профильным министерствам и ведомствам изучить целесообразность введения обязательных требований по биржевой торговле нефтью, аналогично действующим требованиям по нефтепродуктам, говорится в сообщении по итогам заседания правительственной комиссии по ТЭК.

На заседании был заслушан доклад о развитии биржевого рынка углеводородных ресурсов Российской Федерации. Участники обсудили необходимость развития торговли на биржевых рынках не только нефтепродуктами, но и другими углеводородными ресурсами, говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства.

Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго РФ в январе подписали совместный приказ, устанавливающий требование крупным нефтекомпаниям, занимающим доминирующее положение на рынке, об обязательной реализации на бирже 10% бензина и 5% дизтоплива от месячного объема производства.

Торги сырой нефтью с марта производятся на бирже СПбМТСБ. Пока продажи осуществляют лишь две компании - "Транснефть"

и "Зарубежнефть". Руководство биржи рассчитывает, что до конца года к торгам нефтью присоединяться еще четыре нефтедобывающие компании. Об этом сообщает РИА "Новости".

Также участники комиссии обсудили доклад о поставках моторного топлива на внутреннем рынке России и выполнении обязательств нефтяными компаниями в рамках четырехсторонних соглашений о модернизации НПЗ. Вице-премьер поручил Минэнерго, Минпромторгу, ФАС и Ростехнадзору совместно с компаниями подготовить соответствующие предложения и представить их в правительство до ноября этого года.

Участники заседания обсудили принимаемые меры по предотвращению избыточного роста цен на бензин. Вице-премьер поручил продолжить мониторинг данного вопроса и дополнительно его рассмотреть в рамках штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России.

Бюджет подсел на нефтяную иглу

"Complexdoc.ru"

23.09.2013

 Торможение экономики и рост бюджетного дефицита вынудили правительство прибегнуть к проверенному способу: увеличить нагрузку на сырьевой сектор

В пятницу Госдума одобрила предложенный Минфином налоговый маневр в нефтяной отрасли и новую формулу расчета газового НДПИ. Поправки в Налоговый кодекс и закон о таможенном тарифе были приняты сразу во втором и третьем чтении. Торможение экономики и рост бюджетного дефицита вынудили правительство прибегнуть к проверенному способу: увеличить нагрузку на сырьевой сектор.

Налоговый маневр

Поэтапное снижение экспортных пошлин и повышение ставок НДПИ для нефти концептуально было одобрено президентом и премьером на совещаниях по бюджету. После этого параметры маневра всю прошедшую неделю обсуждались в правительстве и Госдуме.

В итоге депутаты одобрили снижение пошлины на экспорт нефти с 60 до 59% (от разницы между средней ценой нефти за месяц и $182,5) в 2014 г., 57% - в 2015 г. и 55% - в 2016 г. Потери бюджета должно компенсировать повышение базовой ставки НДПИ для нефти в течение трех лет: на 4,9% - до 493 руб., 530 руб. и 559 руб. за тонну соответственно. Кроме того, решено снизить пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов, говорит чиновник Минфина: сейчас для всех нефтепродуктов, кроме бензина, общая ставка - 66% от нефтяной, она уменьшится до 65, 63 и 61% в 2014-2016 гг.

Маневр пополнит бюджет на 175 млрд руб., рассчитал Минфин. Рост нагрузки вполне обоснован, говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов: от замораживания железнодорожных тарифов в 2014 г. "больше всех выигрывают нефтяники". Минэнерго, которое выступало против маневра, оценивало потери отрасли в 75 млрд руб. в год. Компании потеряют 2-3% EBITDA, подсчитал Алексей Кокин из "Уралсиб кэпитал". Снижение пошлин на экспорт нефти тоже выгодно не для всех компаний, говорит Сергей Вахрамеев из ИК "Анкоринвест": ставка уменьшится примерно на $58 за 1 т, что приведет к росту внутренней цены нефти (считается как разница между экспортной - и расходами на пошлину и транспортировку), упадет маржа НПЗ. Больше всего пострадают холдинги, у которых объемы переработки превышают собственную добычу, отмечает Кокин: это "Башнефть" (разница в 5 млн т) и НК "Альянс" (1,3 млн т). Представители обеих компаний от комментариев отказались.

Именно для таких компаний и запланировано снижение пошлин не только на нефть, но и на дизельное топливо, объяснял директор департамента Минфина Илья Трунин, так они компенсируют потери от роста внутренних цен на нефть. Это должно стимулировать более глубокую переработку нефти, надеется представитель Минэнерго. Главный бенефициар маневра - как раз принадлежащий "Альянсу" Хабаровский НПЗ (ранее источники "Ведомостей" рассказывали, что "Роснефть" ведет переговоры о покупке "Альянса"), утверждает федеральный чиновник: он получит более $300 млн дополнительного чистого денежного потока. Льгот недостаточно, заводу еще нужно найти покупателей на дополнительные объемы "дизеля", замечает Вахрамеев. Уже сегодня производство и мазута, и моторного топлива превышает потребление, что сдерживает рост цен, согласен сотрудник нефтяной компании.

Нефтяники несут потери не только из-за маневра. С 2015 г. запланировано увеличение экспортной пошлины на мазут до 100% от нефтяной, что согласно материалам Минфина к заседанию правительственной комиссии по бюджету принесет казне в 2015-2016 гг. еще 484,8 млрд руб. Мера приведет к закрытию 5-7 заводов, жалуется нефтяник. И может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке, добавляет федеральный чиновник.

Рост нагрузки из-за увеличения внутренней цены нефти компании компенсируют повышением цен на бензин, уверены эксперты и предупреждают сами нефтяники. Ведь одновременно растет и акциз, отмечает нефтяник. Литр бензина и дизельного топлива может подорожать максимум на 1,4 руб., говорил замминистра финансов Сергей Шаталов.

Новая формула

Сейчас ставки газового НДПИ фиксированные, с 2012 г. они различаются для "Газпрома" и независимых производителей. Одобренная Думой формула НДПИ начнет действовать с 2014 г. Она включает базовую ставку НДПИ (35 руб. за 1000 куб. м и 42 руб. за 1 т конденсата), которая умножается на шесть ключевых переменных и уменьшается на 50% расходов на транспортировку (умножаются на коэффициент 0,5).

Транспортная составляющая будет учитываться только с 2015 г. Но именно она стала главным предметом споров, знает участник дискуссии в Госдуме. Этот коэффициент - суть конфликта, подтверждает представитель "Газпрома", отказавшись пояснять детали. В правительственном законопроекте коэффициент был равен 0,5. При подготовке текста ко второму чтению ведомства согласовали полное включение транспортной составляющей в формулу с коэффициентом 1, сообщал представитель Минэнерго. Но бюджетный комитет Госдумы не стал менять изначальный вариант, и в итоге Госдума утвердила коэффициент 0,5.

Чем выше коэффициент, тем хуже "Газпрому", говорит исполнительный директор "Геокина" Дмитрий Богданов: ведь его конкуренты уменьшают свой НДПИ на половину транспортных расходов, а концерн этого сделать не может - он и собственник, и оператор газопровода. Это очередная потеря "Газпрома", замечает Богданов, - наряду с замораживанием тарифов в 2014 г. для предприятий и отменой льгот по налогу на инфраструктуру.

Этот коэффициент "забирает деньги у нас и возвращает конкурентам", возмущается источник, близкий к "Газпрому". Формула поможет и бюджету, и инвесторам, считает Богданов, но коэффициент определялся из расчета 15% роста внутренних цен на газ, замораживание тарифа тогда не предполагалось.

Формула учитывает ресурсную базу, отмечает сотрудник одного из независимых производителей: предусмотрены понижающие коэффициенты в зависимости от степени выработанности и географии месторождений. Но "заточены" они в основном под базу "Газпрома", жалуется собеседник. Учитывая, что понижающий коэффициент при транспортной компоненте получился меньше, чем просили независимые компании, нагрузка на них может вырасти, говорит он.

Введение формулы не приведет к существенному росту ставок в сравнении с заложенными на 2014-2015 гг. в Налоговом кодексе, считает аналитик "ВТБ капитала" Екатерина Родина. Шаталов говорил, что благодаря льготам платежи по газовой отрасли могут остаться на уровне 2013 г. Если учитывать понижающий коэффициент, то налоги для "Газпрома" вырастут незначительно по сравнению с тем, что раньше предполагалось Налоговым кодексом, говорит аналитик UBS Максим Мошков: газовый НДПИ для госкомпании в 2014 г. может вырасти на 8,3% по сравнению с планом правительства - до 758 руб. за 1000 куб. м.

Cырьевая зависимость

Решение по налоговому маневру для нефтяников достаточно спорное, отмечает Елена Пенухина из ЦМАКП: вырастут издержки компаний и цены на сырье. Но выбор источников для финансирования расходов невелик, признает она: поступления налога на прибыль падают, НДС - не растут, а цена на нефть высока и государство изымает часть доходов отрасли.

У нефтяников доля изымаемой сырьевой ренты в 2,5 раза выше, чем у газовиков, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, дефицит бюджета можно сократить за счет увеличения изъятия НДПИ в газовой отрасли. Поможет экономике и налоговый маневр для нефтяной отрасли, считает он: механизм экспортных пошлин - это субсидирование внутренних потребителей, их снижение или отмена создадут стимулы для повышения энергоэффективности.

Компании могут сократить инвестпрограммы, поэтому в краткосрочной перспективе это негативная новость для экономики, признает Владимир Тихомиров из ФК "Открытие". Но государство вынуждено усилить нагрузку на самую доходную часть экономики, что увеличивает его зависимость от этих доходов, резюмирует он. По одобренному правительством проекту бюджета на 2014-2016 гг. ненефтегазовый дефицит и доля сырьевых доходов бюджета сокращаются медленнее, чем ожидалось ранее.


Стоимость бензина за три года может вырасти на 10%

"Курс.ру" (kurs.ru)

23.09.2013

Литр бензина может подорожать в ближайшие три года на 4,3-10%, пишет "Российская газета". Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, которые увеличивают базовую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти, а также поэтапно снижают ставку вывозных таможенных пошлин на нефть. Это может привести к подорожанию автомобильного топлива. Однако, по мнению властей, именно нефтяные компании больше всего выигрывают от "заморозки" тарифов на железнодорожные грузовые перевозки. Поэтому некоторые специалисты полагают, что рост цен не будет большим.

По мнению заместителя министра финансов Сергея Шаталова, литр бензина не вырастет в цене больше чем на 4,3%. Другие эксперты ожидают более серьезного подорожания. Эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев считает, что изменение системы формирования цен на топливо приведет к их росту как минимум на 5%. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша также подтвердил, что цены вырастут.

При этом специалисты считают, что россияне спокойно воспримут подорожание топлива. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что гражданам нужно просто объяснить, что такое акциз, и тогда они воспримут это совершенно спокойно. Кроме того, по его словам, жители России "привыкли к этим повышениям цен на бензин".

В то же время координатор Ассоциации владельцев авто- и мототранспорта, юрист Юрий Шулипа полагает, что очередное повышение цен не может не вызвать недовольства граждан, ведь бензин и без того стоит слишком дорого в сравнении с доходами населения.

Минфин РФ предлагает отменить привязку дивидендов к чистой прибыли акционерных компаний


АЭИ "ПРАЙМ". Бизнес лента (расширенная версия)

23.09.2013

 МОСКВА, 23 сен - Прайм. Министерство финансов РФ предлагает внести ряд поправок в федеральный закон "Об акционерных обществах", касающихся порядка расчета и выплаты дивидендов акционерными обществами, соответствующий документ опубликован на едином портале раскрытия информация о подготовке правовых актов.

Минфин предлагает исключить из закона положения о том, что источником выплаты дивидендов компании является ее чистая прибыль. В пояснительной записке к проекту отмечается, что это положение является избыточным и затрудняет выплату дивидендов обществом "в случае наличия ее реальной возможности".

ЧИТАТЬ: Минэнерго выступает за плавный переход госкомпаний на выплату дивидендов по МСФО>>

Это касается, в частности, случая наличия у компании "бумажного" убытка, который уменьшает величину чистой прибыли общества до размера, не позволяющего объявить запланированный дивиденд, хотя размер дивиденда и финансовое положение компании реально позволяют его выплатить.

Кроме того, министерство предлагает внести в закон изменения, согласно которым будет возможно устанавливать размер дивиденда и ликвидационной стоимости по привилегированным акциям как долю (или процент) от любого показателя бухгалтерской (или финансовой) отчетности общества. Также размер дивидендов по "префам" может определяться и из показателей консолидированной отчетности.


"Альфа-групп" включает украинский газ - Группа купила долю в Regal Petroleum (Коммерсант)

"Альфа-групп" займется газодобычей. Ее инвестподразделение А1 приобрело 24,43% британской Regal Petroleum, разработчика двух газоконденсатных участков на Украине. При этом у группы есть планы по развитию на Украине, которое будет курировать бывший топ-менеджер ТНК-ВР Александр Каплан.

А1 (инвестподразделение "Альфа-групп"), которая около года вела переговоры о вхождении в Regal Petroleum, занимающуюся добычей газа на Украине, объявила вчера о покупке 24,43% акций компании у CIS Natural Resources Fund. Сумму сделки стороны не раскрывают. В A1 отметили, что рассматривают Regal Petroleum как "актив с хорошим потенциалом роста стоимости". "В качестве крупного акционера А1 планирует максимизировать капитализацию компании в ближайшем будущем, в том числе через непосредственное участие в принятии управленческих решений",— говорится в сообщении компании. Курировать принятие управленческих решений предстоит бывшему топ-менеджеру ТНК-ВР Александру Каплану, о назначении которого на пост управляющего директора вчера также сообщила А1. 

Купить Regal Petroleum А1 собиралась еще в конце прошлого года. Тогда компания подписала меморандум о взаимопонимании с CIS Natural Resources Fund о приобретении принадлежавших фонду на тот момент 28,6%. Но сделка тогда не состоялась. Источники "Ъ", близкие к переговорам, говорят, что "просто не договорились о цене". Сам CIS Natural Resources Fund стал акционером Regal Petroleum в 2011 году, в 2012 году увеличил свой пакет с 16% до 28%. Остались ли у фонда акции компании, не раскрывается. 

Структуры "Альфа-групп" уже были акционерами Regal Petroleum осенью прошлого года, правда, всего на неделю — тогда Alfa Capital Holdings приобрела 9,92% акций Regal Petroleum. Собеседники "Ъ" говорят, что "это была просто финансовая инвестиция, удалось сразу выгодно продать". 

Основной акционер Regal Petroleum — Energees Management бизнесмена Вадима Новинского, которой принадлежит 54%. Компания ведет добычу на Мехедивско-Голотовщинском и Свиридовском газоконденсатных месторождениях. В 2012 году она добывала 1,5 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки. Чистая прибыль Regal Petroleum в 2012 году — $11,64 млн. 

Главным игроком на нефтегазовом рынке в структуре "Альфа-групп" должна стать L1 Energy, созданная в июне прошлого года. Компания будет инвестировать в нефтегазовые проекты на средства, вырученные от продажи доли группы в ТНК-ВР. Источники "Ъ", близкие к L1 Energy, отмечают, что "компания не интересовалась Regal Petroleum". "Это был изначально проект А1, который они вели. Это скорее финансовая инвестиция, а L1 интересны другие активы, в других странах мира",— говорит собеседник "Ъ". Другой источник "Ъ" замечает, что A1 намерена продолжить инвестиции в нефтегазовые проекты на Украине. "Этим и будет заниматься Александр Каплан, у которого есть опыт работы в украинской ВЕТЭК",— рассказывает собеседник "Ъ". Впрочем, о каких активах может идти речь, он не раскрывает. 

Вчера Regal Petroleum стоила на Лондонской бирже около $80 млн, но до проблем с украинским Министерством экологии, по жалобе которого суд в 2011 году даже запрещал компании вести добычу, ее стоимость была как минимум в два раза выше, отмечает аналитик Газпромбанка Александр Назаров. Скорее всего, A1 рассчитывает на будущий рост капитализации, так как уверена, что проблем с властями больше не будет, говорит эксперт. Кроме того, сейчас украинские власти заинтересованы в увеличении добычи в стране и, скорее всего, создадут крайне льготные условия, отмечает господин Назаров. 

Кирилл Ъ-Мельников


Минэнерго США выделило US$61,4 млн. на исследования в ядерной энергетике.

Nuclear.Ru

23.09.2013

 Министерство энергетики США выделило US$61,4 млн. на поддержку исследований и подготовку кадров для национальной ядерно-энергетической промышленности. Из общей суммы грантов порядка US$42 млн. направлены на финансирование 61 университетских проектов НИОКР по трем направлениям: технологии ЯТЦ; исследование, разработка и демонстрация новых реакторных концепций; а также имитационное моделирование ядерно-энергетических систем...

Минэнерго

Министерство энергетики Российской Федерации

Сайт: energo-24.ru/company/organy-vlasti/item/minenergo.html

Добавить комментарий

Защитный код Обновить