Войти

Мониторинг упоминаний Минэнерго в СМИ 27 сентября 2013 года

Стратегия | Время простых решений прошло – Дмитрий Медведев для «Ведомостей»

Прошло ровно пять лет с того момента, когда стало очевидно: начинается экономический кризис глобального масштаба. Тогда еще никто не мог представить себе всей глубины и продолжительности кризиса.

Высказывались предположения о том, на какую букву латинского алфавита будет похожа динамика глобальной экономики – W, V или L. Самым привлекательным был вариант V. Самым неприятным – вариант W, когда чередуются спады и рост. Сегодня мы видим, что динамика оказалась близка по форме к квадратному корню – ?. После первоначального падения последовал восстановительный рост, а затем развитые страны вышли практически на горизонтальную линию.

Долговое бремя остается запредельно высоким в большинстве стран «восьмерки» (кроме России). Европейская экономика балансирует на грани рецессии. Замедлился рост во всех странах БРИКС. Экономика США не может в полной мере справиться с высокой безработицей, а многие американцы только начинают выползать из долгов. Темпы роста российской экономики также существенно замедлились. Сегодня российские фондовые индексы находятся на том же уровне, что и в начале августа 2008 г.

Такое развитие ситуации заставило переосмыслить проводившуюся антикризисную политику. Напомню, что было предпринято руководством России для преодоления экономического спада.

Банк России умеренно снижал курс национальной валюты и значительно расширил инструменты рефинансирования коммерческих банков. Это позволило сохранить доверие к рублю и не допустить резкого оттока вкладов из банковской системы. Правительство существенно изменило структуру бюджетных расходов, увеличив финансирование приоритетных направлений. От них прямо зависело восстановление экономики и предотвращение резкого падения внутреннего спроса. Крупным компаниям была оказана дополнительная кредитная и гарантийная поддержка.

Были реализованы активные программы поддержки занятости и малого предпринимательства, в том числе в моногородах. Если суммировать, кризис научил нас многому. Мы знаем, что делать, если ситуация сложится неблагоприятным для экономики образом, и готовы нести ответственность перед людьми, которые выдали нам огромный кредит доверия.

Правильность наших действий подтвердили и результаты выборов. В отличие от большинства развитых стран в России не сменилась политическая сила, стоящая у власти. Это тот аванс, который предстоит отработать.

И такая работа продолжилась, как только в мае прошлого года было сформировано новое правительство. Я объявил его семь главных задач на первый год. Они включали бюджетное планирование на основе жесткого бюджетного правила, принятие всех основных государственных программ, выполнение задач социального развития, поставленных в указах президента, последовательная приватизация излишних государственных активов, полноценная реализация «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, активизация реформы государственной службы и запуск механизмов «открытого правительства». Эти задачи решены. По ряду направлений деятельности, носящей среднесрочный характер, идет планомерное осуществление всех заявленных мероприятий. Но в процессе этой работы стало очевидно, что ситуация в глобальной экономике, а следовательно и в российской, улучшается медленнее, чем рассчитывали.

Развилка

Мы прогнозировали сохранение темпов роста ВВП на уровне более 3%. В том числе рассчитывая на оживление в Европе (на ЕС приходится половина внешней торговли России). Но глубина долгового кризиса и падение конкурентоспособности многих европейских государств оказались столь значительны, что реального устойчивого роста в Европе придется ждать еще несколько лет.

В данный момент ситуация в нашей экономике определяется неблагоприятными внешними условиями. А также грузом еще не решенных проблем. Прогнозы экономического развития достаточно пессимистичны. Темпы роста ВВП в текущем году, скорее всего, не превысят 2%. Замечу, это – впервые с 2009 г. – ниже, чем в мировой экономике в целом. Возросшие издержки ведения предпринимательской деятельности (цены на продукцию и услуги инфраструктурных монополий, заработная плата, процентные ставки) делают невыгодным продолжение производства на значительной части старых мощностей, а также реализацию серьезных инвестиционных проектов.

Увеличение производства поддерживается почти исключительно за счет реализации крупных инвестиционных проектов с участием государства и контролируемых им компаний, повышения доходов работников бюджетной сферы, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей на фоне высоких цен на нефть.

Но этот источник развития ограничен из-за его зависимости от сохранения благоприятной нефтяной конъюнктуры. Жесткое бюджетное правило необходимо для гарантированного исполнения всех социальных обязательств государства. Но в перспективе оно делает невозможной опору только на государственный спрос. Поэтому критически важным становится обеспечение устойчивых источников стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики.

Считаю, что защита частной собственности и конкуренции остается нашим безусловным политическим приоритетом. Пока уровень инвестиций в российской экономике невысок. И не столько из-за конкретных «арифметических» расчетов потенциальной отдачи от капиталовложений. У инвесторов сохраняются иррациональные страхи работы в непонятной и иногда непредсказуемой России. А также вполне объяснимое недоверие к публичным институтам. Что самое печальное – в том числе и к судебной системе, к правоохранительным органам. Как писал Ф. М. Достоевский, «капитал любит спокойствие внешнее и внутреннее, не то прячется».

Одна из причин такого положения дел кроется в том, что многие чиновники, судьи, сотрудники полиции (хотя, конечно, далеко не все) до сих пор считают, что государственная собственность (а значит, и государственные компании) обладает особыми правами на защиту. Несравненно большими, чем частные лица. А последние преследуют исключительно личные интересы, а потому подозрительны и должны находиться под жестким контролем.

Ключевые направления работы ясны. Это значительное улучшение предпринимательского климата. Это активизация национального капитала и значительный приток иностранных инвестиций. Это меры по технологическому перевооружению экономики. Это новая политика на рынке труда.

Фактически мы находимся на развилке. Россия может продолжить очень медленное движение близкими к нулевым темпами экономического роста. Или сделать серьезный шаг вперед. Второй путь сопряжен с рисками. Но следование первому сценарию – с мнимой возможностью сохранения уже достигнутого благополучия – еще опаснее. Это прямая дорога к его потере. Дорога в пропасть.

Стратегия

Каким правительство видит путь экономического роста в России в условиях низкого глобального спроса и интенсивной конкуренции?

Он строится на трех базовых принципах.

Во-первых, необходимо обеспечить предпринимателям максимальную свободу действовать, проявлять инициативу. Надо переориентировать государственную поддержку на создание современных, эффективных рабочих мест. В том числе за счет использования всей инновационной цепочки развития (от фундаментальной науки до коммерциализации технологий). Во-вторых, радикально повысить эффективность использования всех имеющихся ресурсов, в том числе повысить производительность труда. В-третьих, добиться качественного государственного управления. Обеспечить безопасность граждан, защиту прав собственности, необходимую социальную и физическую инфраструктуру.

По сравнению с другими странами со схожими темпами роста Россия находится в уникальной ситуации. У нас низкая безработица. При этом в ближайшие годы нашей экономике предстоит жить в условиях уменьшающейся численности трудоспособного населения. А значит, с ростом налоговой нагрузки, связанным с социальными и медицинскими расходами на неработающее население, и несбалансированностью солидарной пенсионной системы.

В этой связи необходим новый подход к экономическому развитию регионов. Россия сильна их разнообразием. Нужно выделять перспективные точки роста и оказывать им целевую поддержку. Интересно, что в последние годы темпы развития регионов практически не зависят от запасов природных ресурсов. Главный фактор – способность региональных руководителей и местных элит продвигать свои территории. Причем – не ожидая помощи. А добиваясь поддержки своих инициатив – и в обществе, и в рамках стимулирующих федеральных программ.

Действуя вместе, мы можем уйти от политики сохранения занятости любой ценой, независимо от экономических соображений. Характерной (и зачастую оправданной) в кризисный период. Конечно, эти меры нужно проводить осмотрительно. Но залог социальной стабильности состоит в создании условий для профессионального роста, а не в консервации того, что уже отжило свой век. Сохранение социальной стабильности и модернизация экономики – взаимосвязанные, а не взаимоисключающие процессы.

Требуется дальнейшее сокращение призыва с переходом на комплектование Вооруженных сил и правоохранительных органов в основном на контрактной основе. Повышение эффективности труда в бюджетном секторе. Стимулирование позднего выхода на пенсию квалифицированных работников.

Предпринимательская свобода, здоровая конкурентная среда являются необходимым условием модернизации и инновационного развития. Большую часть XX в., несмотря на множество драматических событий, наша страна была одной из передовых в мире. В некоторых сферах – бесспорным лидером. Я уверен, Россия может вновь занять эти позиции, сделав человека, его интеллект, его способность к творчеству движущей силой развития общества. Тем не менее было бы неправильным копировать рецепты, которые сработали в прошлом. Мир ушел вперед. Новые методы должны использовать и мы.

Критически важным считаю вывод на новый уровень фундаментальной и прикладной науки, возвращение на лидирующие позиции нашего образования, устранение цифрового неравенства. Уверен, государство будет продолжать играть ведущую роль в решении этих задач. Но необходимо делать это быстрее, чем раньше. В том числе – за счет привлечения частных инвестиций.

Надо создать систему воспроизводства коммерчески востребованных новых технологий, приводящих к повышению производительности труда, улучшению экологической безопасности, удобству для потребителей. Главное препятствие – качество нашей регуляторной среды. В ближайшие месяцы завершим формирование необходимой правовой базы.

Сегодня наш доступ к ведущим зарубежным технологиям ограничен. По разным причинам: политика, таможенные правила или регулирование. Импорт любой технологии в Россию дороже, чем у наших конкурентов. Считаю возможным обнулить пошлины на научное оборудование и материалы. Расширить практику предоставления грантов и субсидий из бюджета для ввоза научного оборудования, запчастей и материалов для научных исследований.

Продолжим развитие инновационного центра в Сколкове и реализацию других инновационных проектов, технопарков. Наши крупные компании и инвесторы должны более активно вкладывать деньги в науку. Создавать свои вузы. Пусть будут университеты «Газпрома» и «Лукойла», «Русала» и «Роснефти». Или как минимум кафедры. А государство должно подумать, как стимулировать такие инвестиции. Возможно – за счет снижения налогов.

По большому счету такие вложения выгодны и самим предпринимателям. Ведь сегодня, к сожалению, практически каждый проект спотыкается о вопрос – а кто будет работать?

На фоне замедлившегося экономического роста мы должны добиться, чтобы государство не занимало неоправданно много места в экономике. Убежден, что государственным органам необходимо сконцентрироваться на выполнении своих основных функций. Нанимать негосударственные организации для исполнения остальных функций или полностью уходить из соответствующих сфер. Продолжить повышение прозрачности и подотчетности государства перед обществом. Важными шагами в этом направлении стали внедрение институтов общественного контроля, публичное обсуждение и принятие государственных программ, а также переход к федеральной контрактной системе.

Наша долгосрочная цель состоит в построении меньшего по размерам, децентрализованного, но максимально эффективного государственного сектора.

Повышение эффективности невозможно здесь без дополнительных инвестиций в основные средства и обучение персонала. Но необходимо добиваться повышения эффективности и текущих расходов, прежде всего на закупки товаров и услуг. А в некоторых случаях просто прекратить тратить деньги налогоплательщиков на неэффективные проекты и учреждения.

Решения

В условиях возросшей конкуренции ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности российских компаний становится снижение их затрат. Важнейшее направление работы здесь – это тарифы инфраструктурных монополий. Тема очень непростая. Но уже мало кто спорит с тем, что высокие тарифы мешают большей части российского бизнеса, тормозят экономический рост.

Прежде всего будет осуществлен переход на долгосрочные принципы установления тарифов. А бюджеты крупнейших монополий будут взяты под общественный контроль. Что касается ближайшей перспективы, правительство приняло решение отказаться от индексации тарифов базовых инфраструктурных монополий в 2014 г. Затем – два года подряд – эти тарифы предполагается индексировать на сложившийся уровень инфляции. Но сделать это необходимо без сокращения обоснованных инвестиционных программ, т. е. без нарушения прав потребителей услуг инфраструктурных монополий.

Тарифы и цены большинства других инфраструктурных компаний (в коммунальной сфере, в отрасли связи и на пассажирском транспорте) будут индексироваться в ближайшие годы по формуле «инфляция минус». Параметры такой индексации могут быть разными в зависимости от стартовой ситуации. А также – под воздействием отдельных структурных решений. В их числе минимизация перекрестного субсидирования в электроэнергетике, постепенная либерализация газового рынка и введение социальной нормы потребления отдельных коммунальных услуг, модернизация почтовых услуг.

Параллельно с отказом от неконкурентоспособных производств нам жизненно необходимо появление новых бизнесов, обеспечивающих эффективные рабочие места. Это и есть смысл модернизации экономики. При этом основной акцент будет сделан на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Во-первых, скорректировано решение о значительном и немедленном повышении обязательных страховых платежей. Ставки будут возрастать постепенно. Подчеркну: речь идет не об увеличении налоговой нагрузки, а о должном уровне страхования работников малых предприятий. Они должны иметь такие же права, как и работники любых других организаций.

Во-вторых, расширяются льготы для малого бизнеса в сфере информационных технологий. С 2014 г. они будут предоставляться компаниям с численностью работающих не менее семи (ранее – не менее 30) человек.

В-третьих, считаю целесообразным дать возможность регионам и местным органам власти вводить налоговые каникулы для новых малых предприятий в определенных, прежде всего производственных, сферах деятельности. Эта мера применялась во многих странах. Конечно, ее использование сопряжено с рисками ухода от налогов недобросовестными лицами. Полагаю, что при должной системе контроля эти риски можно минимизировать.

В-четвертых, будет расширена финансовая поддержка малого и среднего бизнеса. Внешэкономбанк – за счет депозита из средств фонда национального благосостояния – начнет фондирование инвестиционных кредитов малым и средним компаниям. А Банк России – рефинансирование таких секьюритизованных кредитов.

Кроме того, будет значительно увеличена гарантийная поддержка малых предприятий, в том числе за счет создания федерального и максимального применения региональных гарантийных фондов.

В-пятых, исходя из успешного зарубежного опыта в системе государственных и муниципальных закупок, а также в рамках закупок крупных государственных компаний должны быть определены квоты на приобретение товаров и услуг у малого и среднего бизнеса.

Наконец, особенно важно осуществление программ поддержки малого и среднего бизнеса в моногородах. Нужно еще раз внимательно проанализировать, как работают принятые ранее для таких населенных пунктов специальные программы. Там, где необходимо, создать практические механизмы их финансовой и организационной поддержки.

В целом на эти направления правительство предусмотрело в проекте трехлетнего бюджета средства в объеме более 100 млрд. руб.

Но дело не только и не столько в государственной поддержке бизнеса. Более значимой для бизнеса является проблема длинных и дешевых денег. Правительство и недавно созданный в структуре Банка России финансовый мегарегулятор готовят меры по защите пенсионных накоплений и расширению направлений их инвестирования. Весной правительство анонсировало пакет налоговых мер, направленных на стимулирование долгосрочных инвестиций розничных инвесторов и развитие национальной финансовой индустрии. Рассчитываю, что этой осенью Государственная дума рассмотрит соответствующий законопроект.

Мы будем обеспечивать макроэкономическую стабильность, реализовывать меры по развитию финансового рынка, превращению Москвы в один из международных финансовых центров. Продолжим создание комфортной среды для долгосрочных иностранных инвестиций. Политика Банка России по переходу к таргетированию инфляции и плавающему валютному курсу будет способствовать решению этих задач, включая появление в России по-настоящему длинных денег.

Будущее

Мир не стоит на месте, и глобальная конкуренция будет жестче, чем раньше. Для России это может стать историческим шансом изменить свою роль в международном разделении труда. Мы выгодно выделяемся на фоне других стран низкими индикаторами долговой нагрузки и высоким уровнем резервов.

Но время простых решений прошло. Экономические вызовы, которые стоят перед нами сегодня, нельзя недооценивать. Нам необходимо в трудных, фактически кризисных условиях продолжать двигаться к постиндустриальной экономике. К умному государству, основной ценностью которого является человек.

Нужно выйти на траекторию устойчивого развития. При этом сохранить достижения предшествующих лет по снижению уровня бедности. По поддержке наименее защищенных граждан и проблемных территорий.

Но такое государство только усилиями власти построено быть не может. Социально ответственная личность – ее полноправный партнер в этой непростой работе.

Государство должно меняться только вместе с людьми. За последний год правительство радикально расширило механизмы обратной связи с гражданским обществом и бизнесом при принятии важнейших решений в области экономической политики. Мы заинтересованы в конструктивных общественных инициативах. В ходе согласования большинства решений проводим консультации с бизнесом и экспертами. Деятельность ведомств теперь более доступна для общественного контроля. «Открытое правительство» стало фактом нашей жизни. Этот формат мы будем развивать. То же необходимо делать также на региональном и муниципальном уровнях.

Работая вместе, мы должны сделать серьезный шаг вперед. Реализовать намеченные планы. С честью выйти из непростой экономической ситуации, сложившейся в мире. И в результате создать сильную Россию, в которой обеспечивается высокое качество жизни.

Автор – председатель Правительства Российской Федерации

Изменение показателей 2011 г. по отношению к 2008 г., %


Рост ВВП 

+0,5 

Рост промышленного производства 

+2,7 

Рост доходов населения 

+9,7 

Безработица 

-3 (к декабрю-2011) 

Рождаемость 

+4,8 

Смертность 

-6,9 

Эффективный реальный курс рубля 

+7,3


Август 2013 г. к 2007 г.

Цены на газ (без учета населения) +115%

Цены на электроэнергию (без учета населения) +71%


В росте цен на бензин виноватых нет

"КоммерсантЪ"

27.09.2013

Юрий Ъ-Барсуков, Анна Ъ-Солодовникова

ФАС не будет наказывать нефтяников за резкий рост оптовых цен на бензин летом: "Газпром", "Газпром нефть" и "Башнефть" получили лишь предупреждения. По мнению ФАС, рост цен был выше инфляции лишь в июле, а созданные компаниями резервы позволят без дефицита пройти период осенних ремонтов на НПЗ. В результате найти виновников роста цен на бензин не удалось.

ФАС вынесла предупреждения "Газпрому", "Газпром нефти" и "Башнефти", которые, по ее мнению, не выполняли полностью приказ о продаже нефтепродуктов на бирже. "Сургутнефтегаз" получил рекомендацию продавать топливо более "равномерно", заявил вчера замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Таким образом, служба решила не наказывать всерьез нефтяников за резкий рост стоимости топлива в июле. Тогда оптовые цены на бензин выросли на 30% за месяц, хотя в рознице, по данным Росстата, рост составил всего 4,4%.

Нефтяники объясняли скачок ростом акцизов и тем, что в первом полугодии цены на топливо почти не росли. Минэнерго официально обвинило в недопоставке топлива белорусских производителей, а неофициально -- российские нефтекомпании, которые весной резко нарастили экспорт и снизили запасы. Но на оперативных штабах в министерстве, заседавших в августе каждую неделю, применили испытанное средство -- обязать нефтяников нарастить запасы к уборочной кампании. Это привело к консервации высоких оптовых цен на уровне 35 тыс. руб. за тонну АИ-92, поскольку нефтяники вынуждены были снизить продажи в рынок. Кроме того, накопленные на пике цен запасы будут сдерживать возможное снижение цены.

Источники "Ъ" на рынке еще в августе говорили, что ФАС может начать новую волну антимонопольных дел против нефтяников из-за невыполнения приказа об обязательной продаже 10% бензина на бирже. Но нечеткость требований приказа привела к тому, что служба и нефтекомпании трактовали их по-разному. Так, претензии к "Газпром нефти" заключались в том, что она продавала значительную часть бензина не на "базисах НПЗ", а на "балансовых пунктах" (оптовые базы за пределами НПЗ), а эти сделки ФАС при мониторинге исполнения приказа не учитывала. Нефтекомпании уже просили регулятор разъяснить требования приказа, но в ФАС обещали выпустить разъяснения лишь в начале октября.

Сейчас в компаниях претензии ФАС не комментируют. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил "Ъ", что основной причиной претензий к "Башнефти" была "нерегулярность" продаж на бирже. По его словам, в июле компания выполняла обязательства по поставкам на биржу только отчасти, но в августе существенно нарастила объемы. Буквально сразу же после заявления Анатолия Голомолзина на сайте "Газпром нефти" появилось сообщение о том, что компания наращивает биржевую торговлю нефтепродуктами. В третьем квартале 2013 года она планирует на 20% увеличить продажи светлых нефтепродуктов, доведя их до 480 тыс. тонн. Но "Газпром нефть" не собирается отказываться от торговли на балансовых пунктах и продолжит их, "основываясь на принципах недискриминационного доступа".

Анатолий Голомолзин заявил, что накопленные запасы в 1,5 млн тонн позволяют без дефицита пройти период осенних ремонтов на НПЗ. В сентябре оптовые цены остаются стабильно высокими, тогда как в рознице наблюдается небольшое повышение на 1,4% за бензин АИ-92. По мнению замглавы ФАС, как в этом году, так и в 2014 цены на топливо должны расти примерно равными темпами с инфляцией, хотя одобренный правительством "налоговый маневр" в нефтянке и является "повышающим фактором". Судя по всему, такой рост ФАС считает приемлемым. По оценке Максима Назарова из Reuters, уже случился "сезонный перелом" -- оптовые цены пошли вниз и рост розницы прекратился. Ситуация, добавляет эксперт, вероятно, останется без изменений в течение месяца.


«Транснефти» заморозят тарифы

"Ведомости. Москва"

26.09.2013

Галина Старинская Милана Челпанова Максим Товкайло, ВЕДОМОСТИ

Правительство склоняется к решению не индексировать тарифы «Транснефти» в 2014 г. В этом случае монополия откажется от расширения ВСТО для поставок «Роснефтью» сырья в Китай. Но госкомпания договаривается о другом маршруте – через Казахстан

Транснефть» – единственная из монополий, которая до последнего не фигурировала в дискуссиях правительства о замораживании тарифов. Но, как выяснили «ВЕДОМОСТИ», чиновники все же не обошли ее стороной. В правительстве обсуждается возможность нулевой индексации тарифов трубопроводной монополии в 2014 г., рассказали три федеральных чиновника. По словам одного из них, это позиция Минэкономразвития, ее поддерживает вице-премьер Аркадий Дворкович. Пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина подтвердила, что принято принципиальное решение по отмене индексации тарифов «Транснефти» в 2014 г. Получить комментарии представителя Минэкономразвития не удалось.

В 2011 г. тарифы «Транснефти» росли дважды: с 1 сентября – на 2,85% и с 1 ноября – на 5%. В 2012 г. рост составил 5,5%, а с 1 октября 2013 г. планировалось, что транспортировка подорожает на 6,3%.

Тариф – единственный источник финансирования инвестпрограммы «Транснефти», напоминает советник президента монополии Игорь Демин. Совет директоров компании недавно утвердил плановые вложения на 2014–2018 гг. в размере 500 млрд. руб. (из них на 2014 г. – 189 млрд. руб.), в том числе на развитие магистральных нефтепроводов – 348 млрд. руб. и нефтепродуктопроводов – 152 млрд. руб.

Для нефтяных компаний нулевая индексация тарифов «Транснефти» – возможность сэкономить на транспортировке, говорит представитель «Лукойла». Расходы на поставку нефти до НПЗ по трубе в первом полугодии у компании составили $673 млн. (+14% к первому полугодию 2012 г.). Пока правительство только увеличивало нагрузку на нефтяные компании. В пятницу депутаты Госдумы одобрили поправки в Налоговый кодекс, которые снижают пошлину на экспорт нефти с 60 до 59%, но повышают НДПИ в течение трех лет: на 4,9% до 493, 530 и 559 руб. за тонну нефти соответственно. Это увеличит доходы бюджета на 175 млрд. руб., подсчитал Минфин. А во вторник стало известно, что чиновники обсуждают повышение тарифа на транспортировку нефти по железной дороге в 2014 г. на 6%.

Пострадать от новой инициативы правительства может «Роснефть». Если тарифы на транспортировку нефти не будут индексироваться, компании придется сокращать финансирование в первую очередь проектов, которые находятся на начальной стадии реализации, в частности, проекта расширения трубы Восточная Сибирь – Тихий океан (до 30 млн. т в год, стоимость – 74 млрд. руб.), сказал Демин. Расширение нужно, чтобы увеличить поставки нефти в Китай с 15 млн. до 31 млн. т в год. Об этом договорились Россия и Китай в марте, а в июне контракт подписали «Роснефть» и CNPC.

«Если «Роснефть» найдет деньги на финансирование, в этом случае проблем не будет, а строительство будет осуществляться за счет средств «Роснефти», а не тарифа», – говорит Демин. Представитель «Роснефти» подчеркивает, что компания выполнит все свои обязательства перед китайскими партнерами. У компании есть запасной вариант – экспорт сырья через Казахстан по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу с использованием своповых схем. Его мощность составляет 12 млн. т, а вскоре увеличится до 20 млн. т. Такой вариант обсуждался в начале года. По словам представителя Минэнерго, переговоры продолжаются.

Источник «Ведомостей» в российской делегации на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане рассказал, что сейчас обсуждается вариант не только прямой компенсации из казахского бюджета (за беспошлинные поставки нефти. – «ВЕДОМОСТИ»), но и взимание пошлин с «Роснефти» за поставляемую в Китай нефть через казахский Павлодар. По его словам, казахам нужно загружать Павлодарский НПЗ (контролирует «Казмунайгаз») и они предлагают размен – нефть для Китая остается в Павлодаре, а эквивалентный объем они закачивают в нефтепровод уже на границе с Китаем. «Это может быть выгодно обеим сторонам. Сейчас просчитывается экономика проекта, «Роснефть» будет платить пошлины из экономии за транзит, т. е. дополнительной нагрузки на компанию не будет», – сказал источник. Если договориться не удастся, то бюджет может недополучить в 2014 г. около 100 млрд. руб., добавил источник. Представитель «Роснефти» это не комментирует.


Энергетиков подсаживают на газ

"Ведомости. Москва"

26.09.2013

Анастасия Фомичева, ВЕДОМОСТИ

Цены на электроэнергию на розничном рынке в 2014 г. вырастут на 7% вместо 12%. Ограничения могут коснуться и цен на мощность, но Минэнерго не поддерживает эту меру

Тарифы на электроэнергию будут расти выше инфляции, но почти в 2 раза медленнее, чем ранее планировалось. На розничном рынке для всех категорий потребителей, кроме населения, цены в 2014 г. вырастут на 7,2% с ожидаемых 11–12,6%, в 2015 г. – на 6,3% против 11,5–12,5% в прежнем сценарии. Для населения рост составит 8,1% в 2014 г. и 3,7% в 2015 г. против сценарных 12–15% ежегодно. Такие цифры приводятся в прогнозе социально-экономического развития на 2014–2016 гг., опубликованном Минэкономразвития.

Наибольший эффект получат металлургия, торговля, нефтяной комплекс и организации ЖКХ. Платежи потребителей в 2014 г. сократятся на 79 млрд. руб., следует из документа.

Рост цен на оптовом рынке будет выше инфляции, чтобы не срывать вводы новых мощностей, строящихся по договорам предоставления мощности. Темп роста тарифа на оптовом и розничном рынках должен замедлиться в основном за счет фиксации цен на газ в 2014 г. На этом конечные потребители электроэнергии сэкономят 44–45 млрд. руб., подсчитало министерство. Чтобы ограничить рост цен на оптовом рынке, Минэкономразвития предлагает не индексировать цены на мощность, в том числе по регулируемым договорам, до уровня 2013 г. Эти меры позволят сократить затраты на мощность на оптовом рынке в 2014 г. на 21–25 млрд. руб. Конкурентный отбор мощности на 2014 г. уже проведен, напоминают в Минэнерго. «Эти меры избыточны, поскольку мы укладываемся в предельные уровни роста на 2014 г.», – говорит представитель Минэнерго. Еще на 5 млрд. руб. расходы потребителей можно сократить благодаря выводу старых мощностей и снижению коэффициента резервирования, считает Минэкономразвития.

Дешевый газ ведет к сворачиванию угольной генерации и угрожает энергетической безопасности, предупреждает заместитель гендиректора Российского энергетического агентства Игорь Кожуховский. Так, в европейской части уже 94% генерирующих компаний работают на газе, на Урале – 76% мощностей. По словам Кожуховского, при модернизации и новом строительстве производители энергии не будут заинтересованы использовать передовые технологии. Фиксация цен на газ не будет мотивировать их переходить к когенерации на ТЭЦ и высокая доля котельных в производстве тепла сохранится, утверждает эксперт.

Сети, как и ожидалось, ждет нулевая индексация тарифа в 2014 г. Из-за нулевой индексации сетевой составляющей тарифа для промышленных потребителей суммарные инвестпрограммы сетевых компаний в 2014 г. сократятся на 33 млрд. руб., а выручка – на 290 млрд. руб., подсчитало Минэкономразвития. Представитель «Россетей» от комментариев отказался.

Тарифы на теплоэнергию проиндексируют в июле 2014 г. на 4,2% вместо 12%, ранее предусмотренных в сценарии. Прогноз учитывает введение в 2014 г. нового тарифообразования – по модели «альтернативной котельной» (не выше расходов на владение местной котельной) – и утверждение единых теплоснабжающих организаций, которые будут отвечать за схемы теплоснабжения крупных городов.

Невозможно планировать ...

«мы занимались развитием своей стратегии, сейчас мы будем вынуждены ее пересматривать, поскольку в условиях текущей ситуации на регуляторном пространстве мы ничего не можем планировать. мы вынуждены пересматривать планы развития, над которыми работали целый год. очень жалко», – сказал гендиректор «е.он Россия» максим Широков (цитата по «интерфаксу»).


Под прицелом ФАС

"Ведомости. Москва"

27.09.2013

Галина Старинская, ВЕДОМОСТИ

ФАС вынесла предупреждение трем компаниям: «Газпрому», «Газпром нефти» и «Башнефти». Они нарушают обязательства по поставкам топлива на биржу

Мы вынесли ряд предупреждений нефтекомпаниям, в частности, речь идет о таких компаниях, как «Газпром нефть», «Газпром», «Башнефть». Кроме того, мы направили рекомендации в адрес «Сургутнефтегаза», – сказал замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин (цитата по «Интерфаксу»). Среди замечаний в адрес компаний – невыполнение приказа ФАС и Минэнерго по объемам торгов на бирже.

В начале года ФАС и Минэнерго выпустили совместный приказ, согласно которому крупным нефтяным компаниям рекомендовано продавать на бирже не менее 10% производимого в месяц бензина, 5% дизеля, 10% топлива для реактивных двигателей и 2% мазута. Голомолзин пояснил, что «Газпром нефть», «Газпром», «Башнефть» не соблюдали требования по равномерности и регулярности продаж топлива на биржевых площадках, что привело к дисбалансу и росту цен. «Есть целый ряд вопросов, которые касались того, на каких базисах осуществляется продажа топлива. На первичном рынке было необходимо обеспечить соответствующий уровень ликвидности, но некоторые компании пытались размывать продажи на балансовых пунктах», – сказал он. «Сургутнефтегаз» получил рекомендации, касающиеся требований по равномерности продаж нефтепродуктов и базисам поставки топлива, уточнил он. ФАС обнаружила факты, когда, вместо того чтобы продавать на внебиржевом рынке, компании продавали топливо на бирже, объяснил начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. Регулярность торгов обеспечивает только «Роснефть», отмечает директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

В августе ФАС начала разбираться с ситуацией, сложившейся в июле, когда из-за сокращения продаж топлива на рынок оптовые цены на бензин подскочили на 20%. У нефтяников были запрошены соответствующие документы. Махонин рассказывает, что ФАС получила неполные объяснения. Он также добавил, что, если компании не исполнят предупреждение, против них будут возбуждены административные дела. Санкция за нарушение антимонопольного законодательства – штраф от 1 до 15% от оборота компании за предыдущий год.

ФАС трижды возбуждала дела против нефтяников с 2007 по 2011 г., признав их виновными в завышении цен на нефтепродукты. Нефтяники пытались оспорить это в суде, но все дела они проиграли. Общая сумма штрафа, наложенного на «Роснефть», ТНК-ВР, «Газпром нефть», «Лукойл» и «Башнефть», составила 20,7 млрд. руб.

В «Башнефти» отказались от комментариев. «Газпром нефть» последовательно наращивает биржевую торговлю нефтепродуктами (план на сентябрь: не менее 10% от производства бензина, 8% – дизельного топлива и 10% – авиакеросина), заявила компания. «Газпром нефть» работает в соответствии с критериями регулярности и равномерности продаж на бирже и намерена продолжить развивать биржевую торговлю и осваивать новые базисы, формы и инструменты, подчеркивает компания. Документы от ФАС в «Газпром» пока не поступали, сообщил представитель концерна

Сколько бензина производят и продают на бирже нефтяники



Август, тыс. тонн 

Сентябрь, тыс. тонн 


производство 

продажа

производство 

продажа

Роснефть

1048,3

139,6

н/д

84,3

Башнефть

355

86,6

н/д

42

Лукойл

606,2

76,1

н/д

58,6

Сургутнефтегаз

206,8

42,3

н/д

17,6

Газпром нефть

751,2

81,8

н/д

54,1

Источник: данные ЦДУ ТЭК


Андрей Патрушев освоит "Сахалин-3" - Сын экс-директора ФСБ перешел в "Газпром" (Коммерсант)

Как стало известно "Ъ", младший сын главы Совбеза и экс-директора ФСБ Николая Патрушева Андрей, делающий карьеру в нефтегазовых госкомпаниях, вновь сменил место работы. После "Зарубежнефти" он стал вице-президентом дочерней структуры "Газпрома". Собеседники "Ъ" полагают, что Андрей Патрушев может получить назначение и на более высокий пост. 

Андрей Патрушев перешел из "Зарубежнефти" в группу "Газпром", рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. По их словам, еще пару месяцев назад он стал вице-президентом по капстроительству одной из дочерних структур монополии — "Газпром добыча шельф", оператора разработки Киринского и Южно-Киринского месторождений проекта "Сахалин-3". В компании "Ъ" подтвердили, что господин Патрушев там работает, но от дальнейших комментариев отказались. 

Андрей Патрушев давно делает карьеру в ТЭКе. До 2006 года он был кадровым сотрудником ФСБ. Как рассказывали источники "Ъ", господин Патрушев окончил академию ФСБ в 2003 году, после этого работал замначальника 9-го отдела управления "П" ("Промышленность") службы. Этот отдел, говорят собеседники "Ъ", называют нефтяным: в его задачи входит контроль нефтяной отрасли. Потом Андрей Патрушев был назначен советником главы совета директоров "Роснефти" — этот пост тогда занимал замглавы администрации президента Игорь Сечин (сейчас — президент "Роснефти"). Он, по словам собеседников "Ъ", лично курирует карьеру господина Патрушева. При этом, по словам источников "Ъ", Андрей Патрушев считался "прикомандированным сотрудником", имея звание капитана. "Все документы, которые приходили к президенту "Роснефти" Сергею Богданчикову, проходили и через Андрея Патрушева",— рассказывал "Ъ" бывший менеджер "Роснефти". С 2008 года Андрей Патрушев возглавлял одну из дочерних структур "Роснефти" и ушел из нее осенью 2011 года в "Зарубежнефть". 

С января 2012 года господин Патрушев был замом гендиректора крупнейшего актива "Зарубежнефти" "Вьетсовпетро", ведущего добычу на шельфе Вьетнама, а в середине того же года его назначили и заместителем гендиректора самой "Зарубежнефти". Собеседники "Ъ", близкие к компании, считают, что менеджеру во Вьетнаме "было все-таки скучно". "Там сложный актив, надо решать вопросы падения добычи, постоянно проводить непростые переговоры с местными нефтяниками",— говорит один из собеседников "Ъ". Другой отмечает, что за это время Андрей Патрушев "получил хороший руководящий опыт". Собеседники "Ъ" не знают, продолжает ли господин Патрушев карьеру в ФСБ. 

Почему топ-менеджер перешел в "Газпром добычу шельф", источники "Ъ" не поясняют. В отрасли говорят, что должность вице-президента по капстроительству предполагает контроль над основными затратами. "Но это не самый крупный проект, непонятно, зачем он там нужен",— отмечает один из собеседников "Ъ". Источники "Ъ", близкие к администрации президента, слышали, что одним из вариантов дальнейшей карьеры господина Патрушева может быть переход в Кремль. "В любом случае, он долго в этой структуре не проработает",— уверен собеседник "Ъ". 

Источники Ъ считают, что частая смена работы господином Патрушевым связана с "желанием получить разный опыт". "Во Вьетнаме он отвечал за добычу, сейчас — за строительство, то есть занимается разными темами в нефтяном и газовом бизнесе",— говорит один из них, поясняя, что Андрея Патрушева хотят сделать "крепким" руководителем одной из госкомпаний. 

Кирилл Ъ-Мельников, Елена Ъ-Киселева



«Система» передумала покупать уральские активы «Русснефти» (Ведомости)

АФК «Система» не будет покупать уральские активы «Русснефти». Ей нужны были не все восемь предприятий, но президент и совладелец последней Михаил Гуцериев продавать по частям не захотел

«Система» не реализует опцион на покупку восьми добывающих предприятий, которые входят в уральскую группу «Русснефти», сообщила вчера АФК. Причины решения она не раскрыла. Источник, близкий к одной из компаний, объясняет, что «Система» хотела купить лишь часть активов. Самый интересный из них — «Белкамнефть» (нефтяной «дочке» «Системы» — «Башнефти» принадлежит в нем 38%), уточняет собеседник «Ведомостей». Но «Русснефть» хотела продать все восемь предприятий одним лотом. Поэтому стороны и не сошлись, резюмирует собеседник. С представителем «Русснефти» связаться не удалось.

В июне «Система» объявила о продаже 49% в «Русснефти» за $1,2 млрд. Покупателями были названы доверенные лица основателя и президента «Русснефти» Михаила Гуцериева: Bradinor Holdings Limited (бенефициаром является племянник Гуцериева Микаил Шишханов) покупала 25%, а компания Феликса Длина Cromeld Management Limited — 24%. Средства от продажи доли в «Русснефти» «Система» уже получила, говорил в конце августа президент «Системы» Михаил Шамолин. Но о закрытии сделки объявлено не было.

Тогда же в июне «Система» получила трехмесячный опцион на покупку долей в восьми добывающих предприятиях «Русснефти» на Урале. На них приходится около 30% добычи и 12% запасов «Русснефти». Активы были оценены в те же $1,2 млрд.

«Русснефть» создал Гуцериев в начале 2000-х гг. Но в 2007 г. был вынужден уехать из России, когда налоговики подали иски о взыскании акций «Русснефти» в пользу государства, а против самого бизнесмена было возбуждено уголовное дело. Компанию Гуцериев продал структурам Олега Дерипаски.

В 2010 г. Гуцериев купил у структур Дерипаски 100% акций компании, затем 49% у него приобрела «Система» за $100 млн. Оставшиеся 2% получил Сбербанк, как крупнейший кредитор. При этом компания была обременена долгом в $7 млрд. В частности, на нее был переоформлен кредит Сбербанка на $2,8 млрд, который структуры Дерипаски получили на покупку «Русснефти».

Совладелец АФК «Система» Владимир Евтушенков и Гуцериев планировали объединить «Башнефть» (принадлежит «Системе») и «Русснефть» после того, как «Русснефть» сократит часть долга. К началу 2013 г. он уменьшился до $4,8 млрд. Целевой показатель для объединения — $3 млрд, говорил в июне 2012 г. Гуцериев.

Слияние так и не произошло (см. врез), а Евтушенков решил продать долю в «Русснефти» Гуцериеву. «Человек выстрадал этот актив, и было бы безнравственно выкупать у него. Не все в этом мире меряется только деньгами», — объяснял Евтушенков в июне этого года (цитата по «Интерфаксу»).

Решение АФК «Система» было ожидаемым и, скорее всего, связано с высокой оценкой актива, соглашается старший аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. «Башнефть» интересовалась покупкой этой компании из-за дефицита добывающих мощностей, но, судя по всему, не стала рисковать и переплачивать, считает он. Тем не менее перспективы «Русснефти» аналитик оценивает неплохо. По мнению Вахрамеева, Гуцериев достаточно эффективно управляет компанией и, скорее всего, «Русснефть» сможет постепенно нарастить добычу нефти и сократить долговую нагрузку.


В правительстве обсуждается возможность нулевой индексациитарифов "Транснефти" в 2014 г., рассказали три федеральныхчиновника. По словам одного из них, это позиция Минэкономразвития,ее поддерживает вице-премьер Аркадий Дворкович

ИТАР-ТАСС - Деловые новости

26.09.2013

МОСКВА, 26 сентября. /ИТАР-ТАСС/. "Газпром нефть" последовательно наращивает биржевую торговлю нефтепродуктами и планирует в 3-м квартале 2013 года довести до 480 тыс тонн реализацию через биржу светлых нефтепродуктов, увеличив биржевые продажи примерно на 20 проц к уровню 2-го квартала. Об этом говорится в сообщении компании.

Всего за 8 месяцев 2013 года "Газпром нефть" увеличила продажу светлых нефтепродуктов через биржу на 104 тыс тонн - до 1 млн 159 тыс тонн.

В сентябре 2013 года компания планирует реализовать через биржу не менее 10 проц от месячного объема производства бензина, 8 проц дизельного топлива и 10 проц авиакеросина, что соответствует требованиям приказа ФАС и Минэнерго об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов.

"Газпром нефть" также продолжит развивать биржевую торговлю и осваивать новые базисы, формы и инструменты. В частности, компания планирует реализовывать нефтепродукты на региональных балансовых пунктах, основываясь на принципах недискриминационного доступа.

Для увеличения объема продаж и повышения равномерности биржевой торговли <Газпром нефть> создает резервы светлых нефтепродуктов, которые при необходимости могут быть направлены на биржу в случае сезонного повышения спроса. Кроме того, компания сформировала график осенних ремонтов НПЗ с учетом необходимости увеличения поставок на рынок во время сезонных пиков потребления.

Для обеспечения максимальной прозрачности своей сбытовой деятельности в феврале 2013 года "Газпром нефть" согласовала с Федеральной антимонопольной службой /ФАС/ правила торговой практики. Они определяют основные принципы реализации нефтепродуктов, в том числе приоритетность поставок на внутренний рынок, равнодоступность и равные условия совершения сделок для всех контрагентов, а также единые подходы к ценообразованию. В соответствии с принципами, закрепленными в торговых практиках, "Газпром нефть" начала реорганизацию системы региональных продаж, которая предполагает разделение оптового и розничного бизнеса. В настоящее время реорганизация продолжается, первые итоги работы новой структуры планируется подвести в начале 2014 года.--0--бтм/бке@


ФАС: Обеспечение топливом на Дальнем Востоке под контролем

РИА "РосБизнесКонсалтинг": Главные новости дня

26.09.2013

РБК 26.09.2013, Москва 16:05:20 Ситуация с обеспечением нефтепродуктами на Дальнем Востоке РФ под контролем, вопрос дополнительных поставок при необходимости может быть рассмотрен оперативным штабом Минэнерго. Об этом сообщил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин на пресс-конференции, организованной РБК.

По его словам, на Дальнем Востоке территориальное управление ФАС еженедельно проводит мониторинг цен и остатков нефтепродуктов, аналогичную работу ведет Минэнерго.

"В этом смысле ситуация, связанная и с необходимыми запасами топлива, и с мониторингом цен, находится на постоянном контроле. В случае если возникают проблемы в этой части, то вопрос необходимых объемов поставки может быть рассмотрен на соответствующем штабе в Минэнерго", - отметилА.Голомолзин.

Он также добавил, что в ситуации с ценами на бензин после паводка "никаких негативных проявлений отмечено не было".

"До этого проводили соответствующие проверки нефтяных компаний. В частности, была проверка компании "Альянс". Некоторые вопросы к компании у нас возникли. Мы ожидаем, что в ближайшее время нам будут представлены все необходимые разъяснения по этому вопросу и все те недостатки, которые были выявлены в ходе проверки, будут устранены", - рассказал замглавы Федеральной службы.

Напомним, что разлив Амура привел к катастрофическим последствиям на Дальнем Востоке. Синоптики зафиксировали рекордные значения уровня подъема воды. В результате паводка пострадали более 135 тыс. человек, эвакуировать пришлось более 32 тыс. человек. Стихия нанесла ущерб 14 тыс. домов, размытыми оказались 1,6 тыс. км дорог. На ликвидацию последствий наводнения из федерального бюджета выделено 12 млрд руб., общий ущерб оценивается в 30 млрд руб.


Мировые цены на нефть снизились на данных по запасам в США

АЭИ "ПРАЙМ". Бизнес лента (расширенная версия)

26.09.2013

МОСКВА, 26 сен - РИА Новости. Мировые цены на нефть в среду, 25 сентября, опустились до минимума за последние 12 недель на данных о росте оптовых запасов сырья в США, свидетельствуют данные торгов.

Цена ноябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent Crude Oil опустилась на 0,32 доллара - до 108,32 доллара за баррель. Стоимость фьючерсов на легкую нефть марки WTI опустилась на 0,47 доллара - до 102,66 доллара за баррель, самый низкий показатель с 3 июля.

По данным Минэнерго США, коммерческие запасы нефти в стране за неделю, завершившуюся 20 сентября, увеличились на 2,6 миллиона баррелей, или на 0,7% - до 358,3 миллиона баррелей. Аналитики, опрошенные агентством Platts, полагали, что показатель сократится на 1,5 миллиона баррелей.


Объем продаж светлых нефтепродуктов "Газпром нефти" через биржу за 8 мес вырос на 9,8%

АЭИ "ПРАЙМ". Бизнес лента (расширенная версия)

26.09.2013

МОСКВА, 26 сен - Прайм. "Газпром нефть" за 8 месяцев увеличила объем реализации светлых нефтепродуктов через биржу на 104 тысяч тонн - до 1,16 миллиона тонн; в третьем квартале планирует повысить показатель второго квартала на 20% - до 480 тысяч тонн, говорится в пресс-релизе компании.

В сентябре компания планирует реализовать через биржу не менее 10% от месячного объема производства бензина, 8% дизельного топлива и 10% авиакеросина, что соответствует требованиям приказа ФАС и Минэнерго об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов.

"Увеличению объема продаж и повышению равномерности биржевой торговли способствует создание "Газпром нефтью" резервов светлых нефтепродуктов, которые при необходимости могут быть направлены на биржу в случае сезонного повышения спроса. Кроме того, компания сформировала график осенних ремонтов НПЗ с учетом необходимости увеличения поставок на рынок во время сезонных пиков потребления", - говорится в сообщении.

В 2012 году компания реализовала через СПбМТСБ более 2,09 миллиона тонн нефтепродуктов, став лидером по этому показателю среди участников торгов. "Газпром нефть" первой получила статус гарантирующего поставщика биржи по фьючерсным контрактам, а в июне 2013 года стала первой компанией на рынке, регистрирующей на МТСБ внебиржевые сделки по сырой нефти.

В феврале 2013 года "Газпром нефть" согласовала с ФАС правила торговой практики в отношении реализации нефтепродуктов, которые, в том числе, определяют приоритетность поставок на внутренний рынок, равнодоступность и равные условия совершения сделок для всех контрагентов, а также единые подходы к ценообразованию.

В соответствии с принципами, закрепленными в торговых практиках, "Газпром нефть" начала реорганизацию системы региональных продаж, которая предполагает разделение оптового и розничного бизнеса. В настоящее время реорганизация продолжается, первые итоги работы новой структуры планируется подвести в начале 2014 года.


Европе гарантируют энергобезопасность

Независимая газета. Новости (ng.ru)

27.09.2013

Владимир Мухин

Россия и ее союзники продемонстрировали решимость отстоять свои экономические интересы на различных театрах военных действий

Тэги: военные учения, россия, белоруссия, одкб

Владимир Путин и Александр Лукашенко подтвердили, что военное сотрудничество России и Белоруссии важнее экономических неувязок между ними.Фото РИА Новости Вчера в присутствии двух президентов Союзного государства Владимира Путина и Александра Лукашенко в Белоруссии и в России завершилось совместное стратегическое учение "Запад-2013". А накануне вблизи границ с Польшей и Литвой прошла активная фаза маневров Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Взаимодействие-2013». Этими маневрами, которые российский МИД оценил как оборонные, были напуганы страны НАТО, рассматривающие действия наших войск в качестве угрозы своей безопасности. Они уже проводят собственные маневры Steadfast Pyramid 2013. Налицо военное противостояние, которое отражено в замыслах этих маневров.

Анализ действий Вооруженных сил (ВС) РФ и их союзников на западе СНГ высвечивает несколько иные проблемы, связанные с экономическими и геополитическими интересами РФ и в целом ОДКБ. Поняли ли это в НАТО - неизвестно. Но Москва пыталась сделать маневры в некоторой степени прозрачными, пригласив на них около 60 военных наблюдателей, аккредитованных в Москве и Минске.

На учениях НАТО российских наблюдателей нет. Командно-штабное учение альянса Steadfast Pyramid 2013, замысел которого предполагает выполнение 5-й статьи Вашингтонского договора о применении военной силы для защиты государства-союзника, началось 16 сентября в Риге. В ноябре к этим учениям на территории Латвии, Литвы, Польши и Эстонии будут подключены реальные войска Североатлантического альянса - около 6 тыс. военнослужащих.

Учения в Белоруссии и России оказались более масштабными. В них участвовали более 12 тыс. военнослужащих. По замыслу маневров в основном войска боролись с незаконными вооруженными формированиями (НВФ) и отрабатывали оборонительные задачи. За исключением высадки международного военно-морского десанта на побережье Балтики на полигоне Хмелевка (Калининградская область), где впервые российские и белорусские военнослужащие совместно выполняли задачи, используя корабли Балтийского флота. Наступательные действия потребовались для того, чтобы уничтожить НВФ, закрепившиеся на берегу Балтики. Конечно же, при всей условности таких действий у иностранных наблюдателей, видимо, возникали вопросы: где и когда в Белоруссии и Калининградской области реально действовали НВФ? Возможно, военные Союзного государства их придумали, чтобы скрыть истинные замыслы маневров? Возникают и другие вопросы: каков смысл и целесообразность участия в маневрах, скажем, для Армении или Казахстана, которые в составе КСОР ОДКБ действовали в Белоруссии далеко за пределами своих границ?

Как считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев, ответы на эти вопросы дают документы ОДКБ, в которых определены цели и задачи коллективной обороны. «Практически для всех стран - союзников России по постсоветскому пространству участие в совместных маневрах обусловлено реальной экономической целесообразностью, связанной с охраной важных энерготранспортных магистралей, идущих из постсоветских стран в Европу. И этот аспект безопасности важен как для большинства стран СНГ, так и для стран НАТО, пользующихся углеводородами, идущими с территории бывшего СССР», - отмечает Неткачев. Хотя, натовцы этот аспект, похоже, не заметили.

В ОДКБ тоже чувствуют агрессивность сопредельной стороны. Согласно официальному замыслу учений «Запад-2013» и «Взаимодействие-2013», главной причиной обострения обстановки в регионе коллективной безопасности стало стремление неких «синих» - коалиции заинтересованных государств - «к распаду Союзного государства и смене политического строя в условном государстве».

Неткачев обращает внимание, что, видимо, не случайно еще 16 сентября, в день начала учений альянса «Steadfast Pyramid 2013», президент РФ Владимир Путин, поднимая по тревоге Внутренние войска МВД России, ряд гражданских организаций РФ (Минтранс, Минэнерго и администрацию Нижегородской области) потребовал «уделить особое внимание обеспечению энергетической безопасности и развертыванию систем управления». Эти же задачи решались нашими и союзными войсками в Белоруссии. Учения «Взаимодействие-2013» развертывались по сценарию, когда некие НВФ пытались «захватить и уничтожить компрессорную станцию на газопроводе, имеющую стратегический запас газа». Привлеченные к отражению этой угрозы воинские контингенты и оперативные группы союзников России и Белоруссии из Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на маневрах помешали таким планам.

«Через территорию Белоруссии и северо-запад РФ идет экспорт более 50% всех углеводородов, экспортируемых в Европу из России, региона Каспия и Центральной Азии. Поэтому организация защиты и обороны трубопроводов с энергоресурсами - важная практическая задача для России и ее союзников», - считает военный эксперт Владимир Попов, отмечая, что «все страны ОДКБ, кроме Казахстана, зависят от поставок нефти и газа из России». «Эти поставки идут по льготным ценам. Поэтому связанные с защитой экономических интересов военные задачи, которые решались на прошедших учениях «Запад-2013» и «Взаимодействие-2013», важны для всех наших союзников в СНГ, а также партнеров в Большой Европе», - полагает эксперт.

«Военные планы Кремля, которые были отражены в действиях войск в Белоруссии и на Балтике, имеют сугубо практическую военно-экономическую направленность», - отмечает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. По мнению эксперта, тут надо смотреть глубже. «Нельзя не заметить, что параллельно с маневрами на Западе крупные военные учения Военно-морского флота России прошли в Арктической зоне на спорных территориях, где расположены крупные месторождения углеводородов. Проводя на этой неделе Арктический форум, Владимир Путин отметил важность региона для России. А значит, здесь необходимо обеспечивать ее геополитические интересы с участием армии и флота», - резюмировал Родюков.


Сетевым компаниям "Россетей" переданы функции гарантирующих поставщиков в Смоленской и Новгородской областях

"Финам.Ру" - Новости эмитентов

26.09.2013

С 1октября 2013 года в соответствии с приказами Минэнерго России, функции гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Смоленской области и ряде районов Новгородской области переходят к операционным компаниям ОАО "Россети" — ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "МРСК Центра". Ранее, с 1 апреля текущего года, "МРСК Северо-Запада" уже приняло на себя функции гарантирующего поставщика в Новгородской области в связи с лишением ОАО "Новгородоблэнергосбыт" этого статуса, теперь к зоне деятельности добавятся районы, обслуживаемые ООО "Новгородэнергосбыт"., говорится в сообщении "Россетей".

Наблюдательный совет Некоммерческого партнерства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (НС НП "Совет рынка") на заседании 23 сентября 2013 года принял решение лишить статуса субъектов оптового рынка еще две компании группы "Энергострим" - ООО "Новгородэнергосбыт" и ОАО "Смоленскэнергосбыт".

Как говорится в сообщении, основанием послужил значительный объем накопленной задолженности перед участниками оптового рынка более чем за два расчетных периода в размере 1 млрд рублей, а также неоднократное нарушение ООО "Новгородэнергосбыт" требований о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии. Кроме того, перед предприятиями ОАО "Россети" задолженность ОАО "Смоленскэнергосбыт" за услуги по передаче электроэнергии превысила 2 млрд рублей.

ОАО "Смоленскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком на территории Смоленской области, осуществляя поставки электрической энергии 10 тыс. юридических лиц и 430 тыс. бытовых абонентов. ООО "Новгородэнергосбыт" обеспечивает электрической энергией около 6 тыс. юридических лиц и 220 тыс. физических лиц.

В настоящее время "МРСК Центра" и "МРСК Северо-Запада" разработали планы-графики по организации исполнения функций гарантирующего поставщика в своих филиалах - "Смоленскэнерго" и "Новгородэнерго" - в целях обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей электроэнергии. Отметим, что смена организации, выполняющей функции гарантирующего поставщика, не повлияет на стоимость электроэнергии, не повлечет изменений существенных условий действующих договоров энергоснабжения. Процесс обслуживания клиентов будет максимально открытым, прозрачным и эффективным.


Украина и консорциум во главе с ExхonMobil договорились в течение месяца подписать СРП

"Нефть и Капитал" (oilcapital.ru)

26.09.2013

Киев. 26 сентября. OilCapital.ru. Украина и консорциум компаний во главе с американской ExхonMobil договорились в течение месяца подписать соглашение о разделе продукции (СРП) по добыче углеводородов на Скифской площади глубоководного шельфа Черного моря, сообщает пресс-служба президента Украины.

Подписание соответствующего документа о намерениях состоялось в среду в Нью-Йорке (США) в присутствии главы украинского государства Виктора Януковича. Договор подписали министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий и представители компаний ExxonMobil, Shell, OMV Petrom SA.

Глава Минэнерго Украины сообщил, что стороны намерены подписать соглашение в течение месяца в Киеве. "Этим документом мы сделали первый шаг в соответствии с действующим законодательством, который должен состояться перед подписанием соглашения о разделе продукции", - цитирует Ставицкого пресс-служба президента. По его словам, практические работы могут начаться на площади "Скифская" в Черном море уже в этом году. Ставицкий отметил, что сначала будут проведены геосейсмические исследования в Черном море для определения зон бурения скважин. Он добавил, что по подсчетам ExxonMobil, при промышленной разработке на площади "Скифская" можно добывать от 8 до 10 млрд куб. м газа ежегодно.  Об этом сообщает РИА "Новости".

Ранее глава украинского Минэнерго заявлял, что по оценкам специалистов, промышленная добыча газа на Юзовском месторождении и Скифской площади до 2020 г. может составить 15 млрд куб. м в год.

По данным украинского правительства, общие инвестиции в Скифский газоносный участок (глубоководный шельф Черного моря) площадью 16,7 тыс. кв км оцениваются в $10-12 млрд. Прогнозируемый ежегодный объем добычи газа - до 3-4 млрд куб. м в год.

В группу компаний, подавших заявку вместе с ExxonMobil, входят британо-голландская Royal Dutch Shell, румынская OMV и национальная акционерная компания "Надра Украины". Оператором подписания соглашения о разделе продукции выступает ExxonMobil. Доля ExxonMobil в проекте составляет 40%, Royal Dutch Shell - 35%, OMV - 15%. Доля НАК "Надра Украины" в пуле составляет 10%, при этом другие участники консорциума берут на себя все финансовые затраты, связанные с участием украинской госкомпании в проекте.


Топливный передел

"Нефть и Капитал" (oilcapital.ru)

26.09.2013

26 сентября. OilCapital.ru. Смогут ли производители октаноповышающих топливных компонентов удовлетворить растущий в свете предстоящего перехода на бензин класса Евро-5 спрос на МТБЭ, ТАМЭ и другие топливные присадки? Не приведет ли отставание по срокам модернизации НПЗ и запрет на использование монометиланелина с 2015 г. к дефициту топлива в России?

Вторая международная конференция "Топливные присадки", организованная компанией CREON Energy, состоялась 16 сентября в Москве. Конференция прошла при поддержке "ВНИИ НП", партнерами выступили компании NalcoChampion и "Химсервис".

Благодаря росту потребления ГСМ и переходу на новые экологические стандарты производства бензина и дизеля, спрос на присадки для моторных топлив увеличивается. Оценить перспективы и поговорить о проблемах растущего российского рынка, а также познакомиться с новыми технологическими разработками и видами топливных компонентов пригласил участников мероприятия генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов.

Обзор автомобильного парка России представил директор по развитию Russian Automotive Market Research Александр Козлов. В целом наиболее активно эксплуатируется транспорт возрастом до 20 лет в сегментах легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. По пикапам, микроавтобусам, спецтехнике для легкого коммерческого транспорта (так называемый сегмент LCV) наиболее активно эксплуатируется автотранспорт возрастом до 10 лет.

На 1 января 2013 г. в РФ зарегистрировано 38,4 млн легковых машин. Наибольшую часть из них составляет техника возрастом от 11 до 20 лет, а вместе с автомобилями старше 20 лет она насчитывает уже более 50%. В разрезе брендов лидерами являются марки ВАЗ, Toyota и Nissan. Среди автомашин старше 20 лет преобладает продукция зарубежных производителей. Парк LCV насчитывает 3,6 млн единиц автотехники и по своей структуре отличается от легкового, поскольку коммерческая техника используется с большей нагрузкой и оптимальной отдачей, следовательно изнашивается быстрее. На сегодняшний день в сегменте преобладают машины отечественного производства (лидируют ГАЗ и УАЗ), хотя со временем ситуация может измениться и прийти к соотношению 50/50 с иномарками.

Говоря о парке грузовиков и автобусов в целом, г-н Козлов заметил, что и без того невысокие темпы обновления в данном секторе практически замерли в кризисный период, поэтому сегодня техника сильнейшим образом изношена, но заменить ее одномоментно невозможно по физическим и экономическим причинам.

Численность грузовой техники массой более 5 т и скоростью передвижения более 50 км/ч насчитывает 3,6 млн единиц. Почти 55% - это автомобили старше 20 лет, 20% в возрасте от 11 до 20 лет и только 25% до 10 лет. Лидерами в сегменте являются отечественные марки - ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, Урал и белорусский МАЗ. Среди наиболее возрастных преобладают российские машины, однако, и многие иномарки также успели достичь возраста утилизации.

Парк автобусов малого, среднего, большого и особо большого классов составляет 460 тыс. единиц, из которых 36% - старше 20 лет и с каждым годом темпы перетекания автобусов в более старую категорию увеличиваются. По сегменту в целом доля российских марок преобладает, лидирующие позиции занимают марки ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ, при этом количество иностранных автобусов плавно возрастает.

Касаясь темы ужесточения экологических стандартов потребляемого топлива, эксперт сообщил, что доля транспорта класса Евро-4 и Евро-5, к сожалению, очень мала: 12% в легковом сегменте, 6% LCV, у грузовиков и автобусов 3% и 1% соответственно. Машины на Евро-1 и Евро-0 занимают 57% парка легковых автомобилей, 64% LCV, 79% грузового транспорта и 78% автобусов. Однако, по мнению эксперта, ситуация меняется. За счет обновления и утилизации старых машин парк автотехники стандарта Евро-4 и Евро-5 к концу 2015 г. может достичь по легковым автомобилям 26%, LCV 15%, грузовикам 12% и автобусам 11%.

С обзором европейского рынка топливных присадок и компонентов выступил директор энергетических проектов корпорации "Техностандарт" Евгений Пущик. Сегодня европейский рынок бензина упал с 111 млн т до 86 млн т, а рынок дизеля наоборот вырос с 198 млн т до 211 млн т. Для производства указанного количества бензина используется 6 млн т топливных эфиров, 4 млн т топливного этанола и 350 тыс. т различных присадок.

Среди мировых лидеров по потреблению присадок - Северная Америка, Азия и Европа. Также интересен африканский регион, где присадки не производятся, но востребованы, поскольку динамика потребления топлива растет на 2% в год. Объем мирового рынка топливных присадок составляет порядка 4 млрд долл., Европы - 1,3 млрд. долл.

Европейские заводы могут производить около 6 млн т эфиров, из них 2,8 млн т ЭТБЭ, 2,6 млн т МТБЭ и 0,6 млн т ТАМЭ, заводы работают не на полную мощность. При этом Европа импортирует около 0,8 млн т присадок в основном из США и Бразилии.

В Европе существует ценовая политика по эфирам и бензину. Практически она представляет собой коэффициент-фактор соотношения эфир/бензин в размере 1,17-1,11 по МТБЭ и 1,2 по ЭТБЭ. Последний год наблюдается тенденция уменьшения премии ЭТБЭ относительно МТБЭ с 150-200 долл. до 10-50 долл., что логично связано с уровнем цен на сырье для их производства. В России же цена на МТБЭ явно и необоснованно завышена (порядка 35%), что видно по коэффициент-фактору 1,52.

В плане перехода на Евро-5 использование МТБЭ для производства топлива в РФ по расчетам возрастет до 2 млн т, при этом собственное производство покрывает 1 млн т, сообщил докладчик. Существует возможность поставки необходимого сырьевого компонента из Европы в объеме 100-200 тыс. т в год. Остальной объем, по мнению г-на Пущика, смогут без проблем покрыть арабские производители.

Эксперт считает необоснованным запрет на применение N-метиланилина России. При компаундировании ММА со спиртами (этанол) и стабилизаторами можно получить присадку, которая конкурирует с МТБЭ. Такая присадка в 2006 - 2007 гг. была испытана на НПЗ Польши и Румынии и применялась на НПЗ Украины. Использование данной присадки в России сможет решить вопрос кислорода в бензине и сохранит российское производство ММА.

Заместитель генерального директора "ВНИИ НП" Александр Данилов полагает, что основная задача российской нефтепереработки - обеспечить импортозамещение топливных присадок и компонентов. На сегодняшний день отечественное производство в данной области отстает от промышленно развитых стран в зависимости от вида компонентов на 5-15 лет, поэтому присадки приходят в основном из-за рубежа. Тем не менее, российские разработчики создают и современные, конкурентоспособные продукты, среди которых противоизносные, антистатические, депрессорно-диспергирующие присадки, промоторы воспламенения и поглотители сероводорода.

Эксперт также высказался против запрета применения ММА в бензинах. Согласно представленным в его докладе данным, при переходе на Евро-5 понадобится около 2,5 млн т МТБЭ, если его использовать в чистом виде. Если брать только монометиланилин, понадобится порядка 250 тыс. т ежегодно (Россия производит до 100 тыс. т). Оптимальным решением производства бензинов 95-го и более высоких классов является применение композиций МТБЭ и ММА. В этом случае хватит ресурсов и того, и другого, заключил он.

Заведующий отделом автомобильных и авиационных бензинов "ВНИИ НП" Вячеслав Емельянов высказал мнение, что запрет на N-метиланилин имеет больше политическую основу. Первый запрет на применение ММА ввела Белоруссия, с целью остановить импорт российского бензина. В регламент Таможенного союза данная норма попала напрямую из национального регламента. По словам г-на Емельянова, объективной информации по крайней токсичности ММА сегодня не существует, идут своего рода спекуляции без конкретных данных.

Председатель подкомитета по моторным топливам ТПП РФ Наталья Шуляр рассказала о разработанных специально созданной рабочей группой предложениях о внесении изменений в техрегламент Таможенного союза. В частности, по топливным присадкам предлагается установить предельный уровень содержания железа, марганца и ММА вместо запрета применения этих веществ. Однако на практике внесение изменений в техрегламент Таможенного союза оказалось крайне затруднительным. В настоящее время рассматриваются предложения, внесенные Казахстаном еще в мае 2012 г., и сложно представить, когда наступит очередь поправок по присадкам.

Член Экспертного совета CREON Energy Михаил Левинбук представил результаты исследований эксплуатационных характеристик высокооктановых добавок к бензинам: ТАМЭ, МТБЭ и алкилбензинов. Проведенные эксперименты показали, что ТАМЭ при смешении с компонентами товарных бензинов показывает значительно лучшие результаты, чем алкилбензин, и в перспективе может стать альтернативой как более дешевый и безопасный в производстве продукт. Также ТАМЭ способен потеснить МТБЭ в случаях, когда требуется улучшить октановое число бензинов по моторным характеристикам. Влияние добавок ТАМЭ к высокооктановым товарным бензинам требует дополнительного исследования.

В настоящее время ТАМЭ, как отдельный продукт, на мировых торговых площадках отдельно не котируется, а продается по отдельным заказам в качестве компонента того или иного вида сырья. Интерес к применению данного продукта в топливной сфере есть, однако вопрос цены осложняет его продвижение. Пока ТАМЭ существует на рынке МТБЭ, его придется продавать по более низкой цене, поэтому важно создавать собственный рынок для этого эфира.

Следующие три выступления были посвящены дизельному топливу. Разработанный совместно с компанией "ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез" доклад презентовала заведующая лабораторией "ВНИИ НП" Марина Лобашова. Она рассказала о смесевых дизельных топливах и об особенности получения дизеля Евро-стандарта на НПЗ "ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез". Для доведения качества топлива до требований стандартов на предприятиях применяются депрессорно-диспергирующие, противоизносные, цетаноповышающие, моющие и антистатические присадки. Особое внимание эксперт уделила комбинированной присадке Clariant, улучшающей низкотемпературные свойства дизельных топлив. Она также добавила, что гарантировать высокие потребительские свойства дизеля с присадками возможно только при условии проведения специальных испытаний по холодному хранению.

Отвечая на вопрос директора "Промникеля" Михаила Гайворонского по поводу проведения подробного сравнительного анализа свойств присадок Clariant и качеств дизельных присадок других марок, г-жа Лобашова отметила, что подобные тестирования не проводились. Выбор присадки обусловлен ее высокой эффективностью, подтвержденной, в частности, полным отсутствием рекламаций на дизельное топливо с 1996 года.

Об инновационных решениях для улучшения качества дизельного топлива рассказал менеджер по маркетингу и разработке решений для топливных присадок, топлива и смазок немецкого концерна BASF Максим Перетолчин. Компания разработала новое поколение присадок и уже многие участники рынка используют их в своем производстве. Современные дизельные присадки обладают многофункциональными свойствами, позволяющими улучшить различные качества топлива. Их ключевой компонент - KerocomDCA 100, который контролирует образование отложений и обеспечивает превосходную чистоту всех типов дизельных двигателей.

Эксперт затруднился ответить на вопрос руководителя группы товарных нефтепродуктов "Славнефть-ЯНОС" Марины Князьковой на каких именно предприятиях в России уже применяются данные присадки. Относительно метода определения наличия моющей присадки в готовом топливе г-н Перетолчин сообщил, что такая методика существует, установить наличие можно, однако не в точном процентном отношении, поскольку доля моющего компонента очень мала.

Мария Калинина, заведующая лабораторией испытания дизельных топлив "ВНИИ НП", представила доклад о присадках к дизельным топливам класса Евро-3+ и выпуске дизельных топлив в рамках нового стандарта техрегламента Таможенного союза, который начнет действовать с 31 декабря 2013 г. Регламент резко ограничит производство дизельных топлив с высоким содержанием серы, что повлечет за собой более активное применение присадок, необходимых в низкосернистых топливах.

Заведующий лабораторией по разработке перспективных и специальных бензинов "ВНИИ НП" Михаил Ершов рассказал о присадках, добавках и компонентах для автомобильных и авиационных топлив, с которыми работает институт, а также о перспективах их применения в России.

По мнению специалиста, отмена применения ММА не является обоснованной и абсолютно нецелесообразна. Отказ от использования тетраэтилсвинца уже привел к невозможности производства авиационного бензина внутри страны, доведя ситуацию до абсурда, когда армия РФ зависит от поставок из стран НАТО. Однако добавил эксперт, полностью снять запрет на использование N-метиланилина вряд ли удастся. В качестве альтернативного варианта решения г-н Ершов предлагает ввести совместное нормирование бензола и монометиланилина в автомобильных бензинах, уменьшая долю бензола за счет введения ММА. "ВНИИ НП" разработал стандарт на автомобильный экспортный бензин класса Евро-6, где прописана суммарная норма содержания бензола и монометиланилина не более 1%. Такая схема может стать важным конкурентным преимуществом российского бензина.

Говоря о европейском рынке бензина, докладчик предположил, что там будет увеличиваться потребление ЭТБЭ за счет снижения доли МТБЭ в бензинах. В результате, Европа может прийти к ограничительным нормам по МТБЭ.

Среди возможных альтернатив МТБЭ г-н Ершов также назвал ТАМЭ, изопропиловый спирт, биобутанол и биоэтанол. Последний совершенно не применяется в РФ, хотя в мире объемы его потребления превышают объемы потребления МТБЭ практически в два раза.

Павел Сухинин, советник генерального директора по технологии производства орского "Завода синтетического спирта", в своем докладе продолжил, что роль альтернативных оксигенатов, в частности изопропилового спирта, будет возрастать по мере увеличения спроса на МТБЭ. ИПС в достаточно высоких концентрациях допущен к применению в бензинах, включая класс Евро-5. Исследования его применения показали, что изопропанол может использоваться в высокооктановых бензинах совместно с дорогостоящим МТБЭ, снижая объемы использования последнего. Как индивидуально, так и в смеси с монометиланелином, ИПС эффективен в качестве стабилизирующего компонента в автомобильном бензине. Комбинация ИПС и ММА повышает фазовую стабильность бензино-спиртовых смесей.

Опытом создания и эксплуатации современных катализаторов нефтепереработки на производствах компании "Роснефть" поделился заместитель технического директора - начальник центра исследований и контроля "Ангарского завода катализаторов и органического синтеза" Александр Бочаров. Основной акцент был сделан на катализаторах гидроочистки и реформинга. Специалист также отметил разработанную "АЗКиОС" противоизносную присадку "Байкат", предназначенную для улучшения смазывающих свойств малосернистых дизельных топлив.

В ходе конференции организаторы мероприятия выразили особую благодарность компании "Сибур" за значительный вклад в развитие отрасли топливных компонентов и вручили представителям компании специальную награду за поддержку отечественной топливной индустрии.

По итогам проведенной конференции глава группы CREON Фарес Кильзие отметил, что если принимать во внимание прогноз Минэнерго по выпуску и потреблению бензинов, в верности которого мы сомневаемся, в России существует два сценария развития потребления топливных присадок. Первый, маловероятный, предполагает выполнение нефтяными компаниями всех планов модернизации по четырехстороннему соглашению и дальнейшее наращивание выпуска высококачественных видов топлив, что обеспечит существенное процентное снижение потребления октано- и цетаноповышающих присадок и компонентов. Второй сценарий не предполагает выполнение планов модернизации в срок и позволит увидеть ежегодные двузначные цифры по росту потребления присадок, при сохранении насущной потребности в высокооктановых видах бензина. В обоих случаях ничего не стоит запрещать, в частности, мы говорим о ММА, т.к. данный продукт всегда найдет свою нишу. ТАМЭ также будет востребован, но только при правильном позиционировании на рынке - не в качестве конкурента каких-либо компонентов, а как нишевый продукт, с собственной группой потребителей, резюмировал г-н Кильзие.

Минэнерго

Министерство энергетики Российской Федерации

Сайт: energo-24.ru/company/organy-vlasti/item/minenergo.html

Добавить комментарий

Защитный код Обновить