Войти

Мониторинг упоминаний Минэнерго в СМИ 02 октября 2013 года

К концу 2013 года сжигание природного газа может быть снижено в 2 раза

"Торгово-промышленные ведомости"

01.10.2013

Об этом 30 сентября 2013 года в Астане завил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, выступая на Четвертом заседании Совета в области охраны окружающей среды при Интеграционном комитете ЕврАзЭС, сообщает пресс-служба Минприроды.

С целью снятия экологически обусловленных инвестиционных барьеров для отечественных компаний Правительством РФ в 2013 году были утверждены Правила увеличения платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусматривающие жесткие санкции за сверхнормативное сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) и одновременно льготы при разработке новых месторождений.

Данные меры призваны стимулировать ограничение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов при сжигании ПНГ. По данным Минэнерго России, уже в первом квартале 2013 года компании инвестировали в проекты по утилизации ПНГ порядка 5,6 млрд рублей.

В рамках своего выступления министр сообщил и о других мерах, направленных на совершенствование законодательной базы и развитие «зеленой» экономики в Российской Федерации. Так, Минприроды подготовило поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в ряд других законодательных актов в целях экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами. Документ направлен на внедрение принципа «расширенной ответственности производителя», что позволит сократить объемы отходов, направляемых на захоронение, вовлечь их в хозяйственный оборот, рационально использовать материальные и энергетические ресурсы.


Углерод спускают с небес на землю. Регулированию выбросов парниковых газов в РФ дан зеленый свет (Коммерсант)

После года согласований президент Владимир Путин подписал указ, которым для российской экономики установлена цель выбрасывать к 2020 году "не более" 75% парниковых газов от уровня 1990 года. Через полгода эта цель должна трансформироваться в план конкретных мероприятий и показатели сокращения эмиссии по секторам экономики. Подписание указа увеличивает вероятность появления в России углеродного регулирования и рынка торговли правами на выбросы.

Спецпредставителю президента по вопросам климата Александру Бедрицкому удалось заручиться политической поддержкой Владимира Путина: 30 сентября президент все-таки подписал указ, устанавливающий внутреннюю цель сокращения эмиссии парниковых газов, появившуюся на фоне отказа Москвы от количественных обязательств в рамках Киотского протокола (см. "Ъ" от 26 февраля и 2 апреля). 

Содержание указа, разработанного Минприроды, по сравнению с его предыдущей версией, несмотря на замечания Минэкономики, фактически не изменилось. Правительству поручается "обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75%" от уровня 1990 года. Иными словами, речь идет не о сокращении выбросов, а о недопущении их роста к установленному году. В любом из следующих годов выбросы могут оказаться больше, но не должны превышать 25% от уровня 1990 года в 2020 году. Чиновники Минэкономики, экологи и эксперты утверждали, что если такая цель не учитывает поглощение углерода российскими лесами и почвами, то сокращение должно быть большим. Вчера же собеседник "Ъ" в Минприроды признал, что цель установлена с учетом поглощения. 

Последние данные Росгидромета свидетельствуют, что в 2011 году эмиссия углерода была на 30,8% меньше базового 1990 года, продемонстрировав за год резкий рост (более чем на 5%) за счет энергетического сектора (его доля в общих выбросах 2011 года достигла почти 83%). Ни Росгидромет, ни эксперты не могут объяснить сути произошедшего в 2011 году рывка. Как бы там ни было, такой рост выбросов явно временный, считает глава рабочей группы по вопросам изменения климата РСПП Михаил Юлкин. Исследования Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) свидетельствуют: при увеличении скорости сокращения удельных выбросов за счет технологических факторов до 2% (в 2000-2011 годах вклад этих факторов составлял всего 1%) эмиссия в энергетике составит 55% от уровня 1990 года в 2020 году и 50% — в 2030 году. Учитывая, что расчеты центра базировались на предположении роста экономики более чем на 3% в год, результат может оказаться еще более впечатляющим, если, конечно, задание президента увеличить угольную генерацию на Дальнем Востоке не будет исполнено. 

План выполнения цели в 25%, признанной экспертами "ненапряженной", а также нормативы сокращения эмиссии по секторам экономики должны появиться через полгода. Именно ограничения по секторам должны стать основой для превращения углерода в товар. Предложения по созданию внутренней системы квотирования и переуступки прав на соответствующие выбросы разрабатываются ЕБРР и отдельно совместной рабочей группой "Деловой России" и Минэкономики. Создание такой системы в качестве меры стимулирования инвестиций в экологическую эффективность поддержано и РСПП (см. "Ъ-Онлайн"). 

Рассматриваемые Минэкономики и "Деловой Россией" подходы к проектированию рынка отталкиваются от того, что первоначально стоит ограничиться регулированием лишь углекислоты (другие газы будут сокращаться в результате реализуемых проектов). Пока не установлено, как именно будет сконструирована экспериментальная схема — в ней будут участвовать или отдельные промобъекты, или часть регионов. 

Минприроды уже требует отказаться от углеводородных заработков

Эксперимент по углеродному регулированию на внутреннем рынке, по данным “Ъ”, может быть распространен либо на отдельные сверхгрязные установки, либо же на отдельные регионы. «В отличие от нормирования, передача компаниям прав на распоряжение определенной частью (углеродного.— “Ъ”) ресурса означает обретение ими нового актива, стоимость которого тем больше, чем строже ограничения. Компания обретает новые активы и новые обязательства. Права (разрешения.— “Ъ”) на выбросы можно переуступать, резервировать, использовать в качестве финансового обеспечения. Они могут выступать в качестве базового актива для производных финансовых инструментов» — поясняется в документах рабочей группы. Правительству же эксперты советуют озаботиться увеличением эффективности институтов и снижением трансакционных издержек. В свою очередь, в Минприроды поддерживают появление рыночных климатических механизмов. «Но они не должны рассматриваться исключительно в качестве инструмента зарабатывания денег под прикрытием поверхностной модернизации»,— заявил собеседник “Ъ” в министерстве. 

Алексей Ъ-Шаповалов


"Пеняют" на нас

"Новые Известия"

01.10.2013

АРИНА РАКСИНА

Власти намерены вдвое повысить штрафы за несвоевременную оплату ЖКХ

Правительство решило взяться за финансовое воспитание населения. На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, предлагающий увеличить размер пени за просрочку оплаты потребляемой электроэнергии. Авторы инициативы убеждены, что эта мера сможет укрепить платежную дисциплину россиян, бюджетных организаций и промышленных потребителей, а также заставит их соответствующим образом выполнять свои обязательства по оплате электричества. Эксперты же называют данный законопроект антисоциальным - сборы он не повысит, зато доставит населению массу неудобств.

В пояснительной записке к документу, вносящему поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон об электроэнергетике, говорится, что предлагаемый размер неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии надлежащим образом исполнять обязательства по оплате. "Многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, то есть фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций", - подчеркивают авторы законопроекта.

Сегодня пеня за каждый день просрочки платежа составляет 1/360 от ставки рефинансирования Банка России, что соответствует приблизительно 9% годовых. Министерство энергетики предложило повысить эту цифру до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ, что в свою очередь составляет почти 18% годовых. Грубо говоря, если потребитель платит за ЖКХ 5 тыс. рублей в месяц, то в случае полугодовой задолженности по нынешней формуле 1/360 пени штраф составит 1242 рубля, а по новой формуле 1/170 эта цифра будет равна 2529 рубля. Как заявил глава ведомства Александр Новак, размер штрафа рассчитывался так, чтобы приблизить его к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителя, которая в настоящий момент находится в диапазоне 14-32%. Какое отношение имеет штраф за просрочку по оплате ЖКХ к кредитам, министр не пояснил. Равно как и то, правомочно ли сравнивать функционирование двух принципиально разных систем - банковской и социальной.

Эксперты, опрошенные "НИ", единодушны в том, что этот законопроект совершенно не учитывает социальную сторону вопроса. В том числе по причине того, что его разработкой занималось непрофильное ведомство. "Очень важно вести работу с должниками. Но законопроект был написан энергетиками, которые качественно этого делать не могут. А управляющие компании или тем более товарищества собственников жилья, несмотря на трудности, ее тем не менее не делают, - объясняет ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. - И под работой я подразумеваю не только палку, которую предлагает этот закон, но в том числе социальные меры - общение, поддержка. А ресурсникам, когда они пишут поправки, все равно, каким способом выжать деньги, лишь бы сделать это". По мнению эксперта, ожидать, что поднятие ставки вдвое существенно повлияет на количество должников, не стоит. Потому что пени рассчитана воздействовать на добросовестного потребителя. "На тех, кто сознательно не платит по каким-то причинам, эта мера никак не повлияет", - уверен г-н Гордеев.

Правительство выбрало не лучший способ восполнить дефицитный бюджет, соглашается сопредседатель Союза потребителей России Надежда Головкова. "Физические лица, между прочим, - самые дисциплинированные плательщики, - отмечает собеседница "НИ". - Гораздо больше долгов приходится на долю промышленных предприятий, учреждений, оборонку. Поэтому если уж вводить жесткие штрафы, то делать это нужно симметрично, потому что предлагаемая мера в первую очередь ударит по населению".

К тому же у россиян даже нет удобной возможности возмещать требуемую с них пени - при оплате услуг ЖКХ через терминалы или в сети Интернет пени оплатить нельзя, а потому долг будет накапливаться. Возможность оплатить пени предоставляют только отделения Сбербанка или управляющая компания.

Вместе с тем правительство не спешит повышать дисциплину управляющих компаний или ДЕЗов. Повышать штрафы за недопоставку услуг ЖКХ или их низкое качество никто не собирается. Кроме того, далеко не всегда у населения есть возможность получить причитающийся ему по закону перерасчет оплаты. По словам Дмитрия Гордеева, на бумаге, то есть в правилах коммунальных услуг, все предусмотрено, но если говорить о практике, то доказать низкое качество предоставляемых услуг ЖКХ очень трудно. У управляющих компаний больше возможностей защищаться, в то время как организаций, которые готовы взяться за защиту прав потребителей, наоборот, крайне мало.

Сегодня россияне в среднем тратят на ЖКХ 10-11% своего бюджета. В последние годы эта цифра оставалась стабильной, потому что росли не только тарифы, но и доходы населения. Однако уже в ближайшие два-три года ситуация может измениться, и этот процент начнет постепенно расти. Этому будут способствовать и введение с 2014 года социальной нормы на потребление электроэнергии, и растущие тарифы естественных монополий, и снижение реальных доходов, прогнозируемое Минэкономразвития. По мнению экспертов, ситуация очень хорошо иллюстрирует глубину кризиса, складывающегося в стране.

Законопроект Минэнерго также предполагают ужесточение финансовой и административной ответственности за самостоятельное и несанкционированное подключение к сетям и безучетное потребление электроэнергии. Теперь верхняя граница штрафа для населения составит 50 тыс. рублей вместо 2 тыс., для должностных лиц - 200 тыс. рублей вместо 4 тыс., для юридических лиц - 100-300 тыс. рублей вместо действующих 30-40 тыс.


Место для угля

"Российская бизнес-газета"

01.10.2013

Ольга Бухарова

Минэнерго разрабатывает новую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики

Минэкономразвития скорректировало свой макроэкономический прогноз на 2014-2016 годы. Ожидается, что через три года добыча угля будет составлять 357 млн тонн, что немногим больше, чем в 2012 году (356,4 млн тонн). С чем связан медленный рост угледобычи и что правительство намерено сделать для увеличения доли потребления угля на внутреннем рынке, "РБГ" рассказал замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский.

- Что необходимо предпринять, чтобы стимулировать спрос на уголь?

- Росту спроса на уголь, потребляемый отечественными электростанциями, к сожалению, не способствует решение правительства о нулевом росте цен на газ, так как дешевый газ будет вытеснять уголь с внутреннего рынка. При этом меры по ограничению темпов роста цен на газ делают невозможной межтопливную конкуренцию в тепловой энергетике в европейской части России и, соответственно, конкурентоспособность угольной генерации по сравнению с газовой в этом регионе. Вследствие этого возникла реальная угроза для энергетической безопасности региона.

В европейской части России доля газа в структуре топлива тепловой энергетики за последнее время достигла критического уровня - 94%, что обусловливает чрезмерную зависимость энергоснабжения региона от одного вида топлива. Для этого региона необходимо определить долю угольной генерации, обеспечивающую энергетическую безопасность региона (около 15-20%), разработать соответствующую программу модернизации действующих и ввода новых генерирующих мощностей и обеспечить господдержку проектов этой программы.

Важным направлением стимулирования внутреннего рынка является повышение качества угля, минимизация негативных экологических последствий от его сжигания. Нужно сдвинуть с места давно назревшую проблему утилизации золошлаковых отходов электростанций, внедрения установок сухого золошлакоудаления и максимально полного использования улавливаемой золы в строительной и дорожной индустрии. Для этого потребуется поэтапное осторожное повышение платы за складирование золошлаковых отходов в золоотвалах, соразмерное по темпам с возможностями энергетиков организовать утилизацию этих отходов.

Необходимо внедрять современные технологии в угольной энергетике. Для низкокачественных углей нужно строить электростанции на основе котлов с циркулирующим кипящим слоем. Спрос на высококачественный уголь можно поддерживать, внедряя котлы на сверхкритических и суперсверхкритических параметрах пара. Нужно активнее строить энергетику на основе газификации угля. К сожалению, внедрение этих современных чистых угольных технологий неоправданно задерживается, стоит на месте.

- Как вы планируете на практике решить все эти задачи?

- Только комплексно, уже сейчас могу выделить несколько основных направлений нашего плана действий. В первую очередь это - ускорение строительства угольных энергогенерирующих мощностей на Дальнем Востоке.

Также существует потенциал для использования угля в ЖКХ за счет модернизации оборудования на местных неэффективных котельных и ТЭС, использующих мазут.

Нашей задачей является разработка новой Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, скорректированной с учетом происходящих в последние годы изменений как в национальной, так и в мировой экономике. При этом необходимо обеспечить повышение статуса Генеральной схемы, которая должна стать организационной площадкой для согласования направлений государственной энергетической политики и корпоративных программ генерирующих компаний. Таким образом, мы сможем понять реальный перспективный объем спроса на уголь со стороны энергетической отрасли.

Развитию внутреннего рынка будет способствовать и расширение использования угля в местах его добычи путем создания угольно-энергетических кластеров, где будут применяться ресурсосберегающие технологии добычи, технологии глубокой переработки угля для получения как электроэнергии, так и тепла, а также продуктов полукоксования, синтез газа и других продуктов углехимии, вплоть до синтетического жидкого топлива. Кроме того, существует большой потенциал роста спроса на уголь при производстве цемента и внедрении сухого способа его производства.

- Какие факторы являются определяющими для стимулирования развития и модернизации угольной генерации в регионе?

- Ресурсный потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона в силу объективных и субъективных причин сегодня используется недостаточно эффективно. Однако опережающее развитие стран АТР в сравнении с общемировыми показателями заставляет нас переоценить имеющиеся преимущества, которыми располагает Дальний Восток и Байкальский регион, в том числе в части реализации проектов, связанных с модернизацией и строительством новых объектов энергетики на угольном топливе.

Объединенная энергетическая система Востока располагается на территории ДФО и четырех субъектов РФ: Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, а также южной части Республики Саха (Якутии). В ее состав входят три региональные энергетические системы: Амурская, Приморская, Хабаровская. При этом Хабаровская энергосистема объединяет Хабаровский край и Еврейскую автономную область. ОЭС Востока связана с ОЭС Сибири тремя высоковольтными линиями электропередачи 220 кВ. По территориально-технологическим причинам энергосистемы пяти субъектов РФ, находящихся в регионе, работают изолированно от ЕЭС России. В их числе: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Сахалинская область, Магаданская область и Чукотский автономный округ.

Важнейшей стратегической задачей развития электроэнергетики Дальнего Востока является повышение эффективности использования ее возможностей в обеспечении электроэнергией населения, предприятий АПК, ЖКХ и коммунально-бытовых нужд, а также широкомасштабный выход на электроэнергетические рынки АТР.

К ключевым факторам стимулирования развития и модернизации угольной генерации на Дальнем Востоке можно отнести разработку и реализацию программы модернизации и строительства объектов генерации, которая должна реализовываться в новых условиях. Кроме того, необходимо продвижение новых экологически чистых технологий производства электрической и тепловой энергии на твердом топливе, в том числе газификации угля с использованием отечественного и зарубежного опыта.

Необходим учет возможностей формирования угольно-энергетических кластеров в Генеральной схеме. А также использование господдержки, предусмотренной госпрограммой "Энергоэффективность и развитие энергетики", при проведении модернизации объектов малой энергетики и ЖКХ с применением новых технологий. В качестве топлива планируется использовать производные обогащенного угля.

Для модернизации угольной генерации на Дальнем Востоке должны быть разработаны новые формы стимулирования строительства и модернизации объектов генерации для участников рынка. Предусмотрено также развитие транспортной инфраструктуры при условии равного доступа к ее использованию.

Не менее важным фактором мы считаем и переход на долгосрочное тарифообразование при перевозках угля железнодорожным транспортом.


Доплата за безопасность

"Ведомости. Москва"

01.10.2013

Анастасия Фомичева, ВЕДОМОСТИ

«Системный оператор ЕЭС» подготовил новый стандарт для энергетического оборудования. Перевооружение отрасли обойдется в сотни миллиардов рублей и может привести к росту тарифа на 15%

Сегодня НП «Совет рынка» обсудит документ, ужесточающий требования к оборудованию сетевых, генерирующих компаний и крупных потребителей, – «Правила технического функционирования электроэнергетических систем», задающие стандарты надежности всех участников российской энергосистемы, рассказали два человека, близких к партнерству.

Энергомашиностроительное оборудование делается по ГОСТам, созданным еще в советское время, в них предусмотрена суммирующая частота для электростанции в целом, а новые правила предписывают, что для каждого ее элемента она должна быть 45–55 Гц, объясняет председатель комитета по энергетическому машиностроению Союза машиностроителей России Алексей Дуб. Соблюдение этого параметра на действующих мощностях потребует крупных затрат, что приведет к росту тарифа.

Поэтому новые правила не понравились ни потребителям, ни производителям электроэнергии. Председатели наблюдательных советов «Совета производителей энергии» Денис Федоров (гендиректор «Газпром энергохолдинга») и «Сообщества потребителей энергии» Александр Старченко (директор по энергетике НЛМК) на прошлой неделе обратились к министру энергетики Александру Новаку с просьбой отложить утверждение правил на три года – на III квартал 2016 г. Новые правила, пишут они, потребуют больших затрат для всех, кто связан с производством электроэнергии и тепла: модернизация оборудования только для теплогенерирующих компаний обойдется в 300 млрд. руб. (см. врез). Это приведет к росту тарифа на электроэнергию для конечного потребителя на 15% и повлечет его уход из энергосистемы на собственные источники энергоснабжения, говорится в письме, и это в то время, когда правительство принимает меры по ограничению роста тарифа.

Прямые затраты потребителей директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев в обращении к и. о. предправления НП «Совет рынка» Олегу Баркину оценивает в 7,5 млрд. руб. Им придется потратиться на замену релейной защиты и автоматики.

Наконец, машиностроительным компаниям для соблюдения нормативов придется изменить технологии производства, пишут Федоров и Старченко.

Уровень надежности при этом останется таким же, резюмирует Дуб. «Авторы проекта правил не ответили на главные вопросы – кому и зачем нужна сверхизбыточная надежность, да еще с такими затратами», – соглашается Киселев. Сотрудники энергокомпаний отказываются от официальных комментариев. Один из них удивляется, что требования к оборудованию «прописаны под работу при таких отклонениях диапазонов частот, которые практически никогда не случались».

«Системный оператор» с такой оценкой не согласен: его представитель уверяет, что «речь идет о системных требованиях, определяющих условия надежного и устойчивого функционирования энергосистемы», а «дополнительных издержек не существует».

Именно поэтому откладывать принятие правил до 2016 г. нельзя ни в коем случае, настаивает представитель «Системного оператора»: «Длительное отсутствие правил приведет к росту числа системных аварий, ухудшению качества электроснабжения, деградации технологической основы электроэнергетики и, как следствие, прекращению функционирования рынка».

Обсуждать затраты участников рынка он отказывается до тех пор, пока они не предоставят расчеты.

Технические требования к продукции не могут носить обязательный характер, уверяет директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов в письме замминистра энергетики Вячеславу Кравченко. Обязательные требования к оборудованию, по его словам, означают возврат к «сложившейся в советский период» системе техрегулирования и подрывают инвестиционнную привлекательность электроэнергетики.

Документ разработан по поручению Минэнерго, подчеркивает представитель «Системного оператора». Представитель министерства вчера на запрос «Ведомостей» не ответил.

Цена вопроса

5–10млрд руб. во столько, по данным «совета производителей энергии», обойдется переоборудование каждой тЭс в соответствии с правилами. основная часть этих расходов – установка или реконструкция турбоагрегатов с часто-той 45–55 Гц. Кроме того, придется потратиться на строительство дополнительного хранилища топлива на пять дней, а также замену релейной защиты и автоматики


Сечин просит не добавлять

"Ведомости. Москва"

02.10.2013

Галина Старинская, ВЕДОМОСТИ

«Транснефть» предлагает финансировать модернизацию и строительство новых нефтепродуктопроводов за счет надбавки к тарифу на прокачку нефти. «Роснефть» против

Президент «Роснефти» Игорь Сечин направил в правительство письмо о том, что он «обеспокоен продолжающимися попытками внедрить перекрестное субсидирование» в системе «Транснефти», сообщил «Ведомостям» федеральный чиновник, видевший документ. По его словам, Сечин критикует предложение «Транснефти» о введении надбавки к нефтяному тарифу для финансирования модернизации и строительства нефтепродуктопроводов. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего ТЭК, подтвердил получение письма Сечина. Представитель «Роснефти» от комментариев отказался.

«Транснефтепродукт» – естественная монополия, владеет и обслуживает нефтепродуктопроводы и обеспечивает транспортировку топлива. В 2007 г. 100% акций компаний были внесены в уставный капитал «Транснефти». Доля нефтепродуктопроводов в общем объеме грузооборота нефтепродуктов в России – всего 3,2% (например, в США – 53,3%); система «Транснефтепродукта» требует модернизации и строительства новой инфраструктуры, рассказал «Ведомостям» директор департамента экономики «Транснефти» Павел Сериков. В 2013 г. «Транснефтепродукт» планирует потратить на развитие магистральных трубопроводов 14 млрд. руб., в 2014 г. – 39 млрд. руб., а с 2015 по 2018 г. – еще 113 млрд. руб. Но собственных денег компании не хватает: прогноз по выручке на 2013 г. – 41 млрд. руб., чистой прибыли – 12 млрд. руб. При этом материнская компания помочь не может: согласно постановлению правительства № 980 «Транснефть» не может направлять выручку от прокачки нефти на реализацию инвестпрограммы «Транснефтепродукта». Поэтому «Транснефть» предложила правительству ввести надбавку за прокачку нефти и увеличить минимальный тариф на прокачку по системе «Транснефтепродукта» (сейчас он не выше 70% от тарифа РЖД), а деньги направить на модернизацию продуктопроводов.

Представитель ФСТ сказал, что проект постановления правительства по нефтяной надбавке уже подготовлен, его поддерживают Минэнерго и Минэкономразвития (представители министерств не ответили на запрос «Ведомостей»). По словам федерального чиновника, нефтяную надбавку поддержали все нефтяники, кроме Сечина. Президента «Роснефти» поддерживает ФАС с такими же аргументами: вероятность появления непрозрачных систем перекрестного субсидирования. Представитель ФАС оперативно предоставить комментарии не смог.

Для финансирования проектов «Транснефтепродукта» материнская компания могла бы в будущем предоставить внутригрупповой заем или выпустить облигации, считает начальник аналитического отдела ИК «Универ капитал» Дмитрий Александров. «Это внутреннее дело «Транснефти», где она будет брать деньги. Компания живет за счет тарифа, а проектов у нее много, сказал представитель «Лукойла». По его словам, компания заинтересована в реализации проектов «Транснефти» и «Транснефтепродукта». Представитель «Башнефти» от комментариев отказался. Представитель «Газпром нефти» не ответил на запрос «Ведомостей».Недовольные друг другом

«Транснефть» и «Роснефть» спорят, кто будет финансировать расширение ВСто для поставок нефти в Китай. трубопроводная монополия усомнилась в необходимости строительства «Роснефтью» нефтехимического предприятия на 30 млн. т в год. Недавно «Роснефть» обвинила «транснефть», что теряет миллиарды рублей из-за несовершенства системы учета нефти в трубопроводной системе.


Медведев в Астрахани проведет совещание по вопросам добычи нефти на Каспии и посетит нефтяную платформу в море

ИТАР-ТАСС - НОВОСТИ (ЕНЛ-2)

02.10.2013

 МОСКВА, 2 октября. /ИТАР-ТАСС/. Премьер-министр России Дмитрий Медведев сегодня совершит рабочую поездку в Астрахань, где проведет совещание по вопросам недропользования и транспортировки углеводородов на Каспии. Как сообщила пресс-служба правительства РФ, глава кабмина также посетит принадлежащую "ЛУКОЙЛу" морскую ледостойкую стационарную платформу, названную именем Юрия Корчагина, бывшего секретаря Совета директоров "ЛУКОЙЛа". Там Медведев ознакомится с жилыми и производственными помещениями, буровым оборудованием и системами управления платформой. В совещании под руководством премьера примут участие зампред правительства Аркадий Дворкович, полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов, главы Минприроды и Минэнерго Сергей Донской и Александр Новак, губернатор Астраханской области Александр Жилкин. На Каспии открыты семь месторождений нефти и газа, а запасы по категориям "доказанные", "вероятные" и "возможные" оценивается в 1 млрд тонн условного топлива.

В частности, работы на месторождении Юрия Корчагина, которое посетит председатель правительства, проводятся с 2009 года. Здесь применяется технология "нулевого сброса": отходы не сбрасываются в море, а собираются в закрытые контейнеры и вывозятся на берег для обезвреживания и утилизации. Бурение производится с морской ледостойкой стационарной платформы имени Юрия Корчагина, оборудованной буровым комплексом для прохождения скважин глубиной до 7,4 км. "При бурении скважин применяется уникальное для России проектно-технологическое решение: горизонтальные скважины сверхпротяженной длины более 5 км. Равномерное радиальное размещение скважин позволяет добиться одновременного вскрытия всех продуктивных пластов", - говорится в справочных материалах. Жилой модуль платформы рассчитан на 105 мест с автономным пребыванием 15 суток. Транспортировка нефти с платформы осуществляется как по подводному трубопроводу длиной 58 км, так и с помощи танкеров-челноков.

В материалах пресс-службы отмечается, что правительство ведет работу по обеспечению промышленной и экологической безопасности при развитии танкерного и трубопроводного транспорта углеводородов. В частности, в 2011 году были приняты законы о повышении эффективности государственного экологического надзора и мониторинга. "В настоящее время дорабатывается законопроект о регулировании процедуры ликвидации экологического ущерба, предусматривающий, в частности, создание ликвидационного фонда и учитывающий международный опыт в области восстановления нарушенных в ходе промышленного освоения земель", - сообщили в правительстве. Кроме того, в июле текущего года вступил в силу закон, касающийся континентального шельфа РФ, в котором закреплены обязанности организации, работающей на континентальном шельфе, проводить мероприятия по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов. Обязательным условием работ на континентальном шельфе при освоении месторождений углеводородного сырья является также наличие системы наблюдений за состоянием морской среды - в том числе, системы обнаружения разливов нефти и финансового обеспечения на случай возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Подготовлен проект постановления правительства России о правилах мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и их ликвидации.

Особо внимание уделяется защищенности объектов нефтегазового комплекса от противоправных действий. В частности, принят ряд постановлений правительства для реализации закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", подготовлено к подписанию постановление об утверждении правил информирования об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса.

Также кабмин в минувшем месяце внес в Госдуму поправки к закону о полиции, которыми на правоохранительные органы возлагаются обязанности по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК. В нижней палате парламента находится /принят в первом чтении/ и законопроект, наделяющий "Газпром" и "Транснефть" правом создания собственной ведомственной охраны с наделением ее работников дополнительными функциями и правами. --0--бч/ип


ФАС рекомендует нефтяным компаниям незамедлительно приступить к реализациимежсезонного и зимнего дизтоплива

ИТАР-ТАСС - Деловые новости

01.10.2013

 МОСКВА, 1 октября. /ИТАР-ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба /ФАС России/ рекомендует ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "НК "Альянс", ОАО "АНК "Башнефть" незамедлительно приступить к реализации межсезонного и зимнего дизельного топлива, сообщает пресс-служба ФАС.

Такие рекомендации даны в связи с наступлением холодного периода и переходом ряда регионов России на использование межсезонного и зимнего дизтоплива, из-за превышения спроса над предложением по этим видам продукта - в целях недопущения создания искусственного дефицита на рынке зимнего и межсезонного дизтоплива и во избежание формирования монопольно высокой цены.

Как прокомментировал начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин, "компаниям следует реализовывать продукцию на биржевых торгах с соблюдением критериев регулярности и равномерности, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации в объемах, соответствующих спросу. Также они должны обеспечить недискриминационные условий по способам поставки товара как железнодорожным транспортом, так и магистральными трубопроводами".

Ранее сообщалось, что Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям создать резерв дизтоплива к 1 ноября в объеме 700 тыс тонн. --0--бки/бед


Медведев внес изменения в законодательное регулирование особых формул ставоквывозных таможенных пошлин на сырую нефть

ИТАР-ТАСС - Деловые новости

02.10.2013

 МОСКВА, 2 октября. /ИТАР-ТАСС/. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, вносящее изменения в законодательное регулирование особых формул ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, добытую на участках недр, расположенных в границах определенных территорий, сообщила сегодня пресс-служба правительства РФ.

Постановление разработано Минэнерго России в целях применения предусмотренных статьей 31 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" особых формул ставок вывозных таможенных пошлин /обеспечивающих пониженный размер таможенной пошлины/ на нефть сырую с особыми физико-химическими характеристиками, добытую в месторождениях на участках недр, которые находятся полностью или частично в границах Республики Саха /Якутия/, Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, севернее 65 градуса северной широты, полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, в пределах российской части /российского сектора/ дна Каспийского моря, в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах дна территориального моря Российской Федерации, в пределах континентального шельфа Российской Федерации.

Документом утверждается порядок подготовки предложений о применении особых формул ставок и проведения мониторинга обоснованности их применения.

Постановление и подробная справка к нему размещены на официальном сайте Правительства www.government.ru. 


"Газпром нефть" увеличивает биржевую торговлю нефтепродуктами

"ФК-Новости" - Лента экономических новостей

01.10.2013

 МОСКВА, 1 октября. /"ФК-Новости"/. "Газпром нефть" последовательно наращивает биржевую торговлю нефтепродуктами. В третьем квартале 2013 года компания планирует довести до 480 тыс тонн реализацию через биржу "светлых" нефтепродуктов - бензина, дизтоплива и авиакеросина, что примерно на 20 проц превысит показатели второго квартала.

Всего за 8 месяцев 2013 года "Газпром нефть" увеличила объем реализации светлых нефтепродуктов через биржу до 1 159 тыс тонн, что на 104 тыс тонн больше, чем за аналогичный период 2012 года, сообщила пресс-служба компании.

В сентябре текущего года компания планирует реализовать через биржу не менее 10 проц от месячного объема производства бензина, 8 проц дизельного топлива и 10 проц авиакеросина, что соответствует требованиям Приказа ФАС и Минэнерго об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов.

Руководствуясь Приказом, а также утвержденными критериями регулярности и равномерности реализации товара на бирже, "Газпром нефть" продолжит развивать биржевую торговлю и осваивать новые базисы, формы и инструменты. В частности, с целью насыщения внутреннего рынка нефтепродуктами и удовлетворения спроса со стороны конечных потребителей в регионах компания также планирует реализацию на региональных балансовых пунктах, основываясь на принципах недискриминационного доступа.

Увеличению объема продаж и повышению равномерности биржевой торговли способствует создание "Газпром нефтью" резервов светлых нефтепродуктов, которые при необходимости могут быть направлены на биржу в случае сезонного повышения спроса. Кроме того, компания сформировала график осенних ремонтов НПЗ с учетом необходимости увеличения поставок на рынок во время сезонных пиков потребления.

"Газпром нефть" активно участвует в развитии биржевой торговли. В 2012 году компания реализовала через биржу СПбМТСБ более 2,09 млн тонн нефтепродуктов, став лидером по этому показателю среди участников торгов. "Газпром нефть" первой получила статус гарантирующего поставщика СПб МТСБ по фьючерсным контрактам, а в июне 2013 года стала первой компанией на рынке, регистрирующей на МТСБ внебиржевые сделки по сырой нефти.

Для обеспечения максимальной прозрачности своей сбытовой деятельности в феврале 2013 года "Газпром нефть" согласовала с Федеральной антимонопольной службой России правила торговой практики в отношении реализации нефтепродуктов. Правила торговой практики определяют основные принципы реализации нефтепродуктов, в том числе приоритетность поставок на внутренний рынок, равнодоступность и равные условия совершения сделок для всех контрагентов, а также единые подходы к ценообразованию. В соответствии с принципами, закрепленными в торговых практиках, "Газпром нефть" начала реорганизацию системы региональных продаж, которая предполагает разделение оптового и розничного бизнеса. В настоящее время реорганизация продолжается, первые итоги работы новой структуры планируется подвести в начале 2014 года.


Венесуэлу оставят госкомпаниям. ЛУКОЙЛ хочет выйти из Хунина-6 (Коммерсант)

 Частные российские нефтекомпании окончательно сворачивают бизнес в Венесуэле. Как стало известно "Ъ", ЛУКОЙЛ собирается выйти из Национального нефтяного консорциума (ННК), который ведет разработку крупного месторождения Хунин-6. Еще в 2012 году из ННК вышел "Сургутнефтегаз", а после поглощения "Роснефтью" ТНК-ВР в консорциуме остались лишь ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть". Но ЛУКОЙЛ был готов продолжать проект только на условиях реального участия в управлении, чего так и не смог добиться. Роль чисто финансового инвестора компанию не устроила.

На прошлой неделе ЛУКОЙЛ уведомил своих партнеров по ННК — "Роснефть" и "Газпром нефть" — о том, что собирается покинуть консорциум, рассказали "Ъ" источники, близкие к проекту. По их словам, ЛУКОЙЛ объясняет свое решение о продаже 20-процентной доли "оптимизацией портфеля активов". За пакет компания хочет около $200 млн — столько же, сколько заплатила при вхождении в ННК, уточняет один из собеседников "Ъ". У "Роснефти" и "Газпром нефти" будет приоритетное право на выкуп доли. В ЛУКОЙЛе от комментариев отказались. Источник "Ъ" утверждает, что тему выхода ЛУКОЙЛа из ННК Вагит Алекперов обсуждал с президентом "Роснефти" Игорем Сечиным в ходе личной встречи около месяца назад. Собеседники "Ъ" считают, что эта идея "не вызвала восторга у господина Сечина". Но, уточняет один из источников "Ъ", расходы на бизнес в Венесуэле уже исключены из инвестпрограммы "ЛУКОЙЛ Оверсиз" на 2014 год. 

ЛУКОЙЛ вошел в ННК вместе с "Роснефтью", ТНК-ВР, "Газпром нефтью" и "Сургутнефтегазом" в 2009 году. Каждая из компаний, внеся по $200 млн, получила по 20% в проекте, который начинался по инициативе Игоря Сечина, тогда вице-премьера. ННК владеет 40% в СП с венесуэльской PdVSA, которая разрабатывает месторождение Хунин-6, ресурсы которого оценены в 195 млн тонн нефти, а разработка — в $15 млрд. 

У "Роснефти" и "Газпром нефти" будет несколько месяцев на приобретение доли ЛУКОЙЛа. Собеседники "Ъ" говорят, что окончательное решение еще не принято. Если госкомпании не воспользуются опционом, то ЛУКОЙЛ в течение года сможет продать долю третьим лицам. "Но вряд ли кто-то захочет входить в проект, где есть большой и сложный акционер в лице "Роснефти", скорее всего, стороны договорятся",— предполагает собеседник "Ъ". Среди возможных покупателей источники "Ъ" называют и государственную "Зарубежнефть". Во всех трех компаниях вчера от комментариев отказались. Кроме того, говорят собеседники "Ъ", "временным держателем" может стать и одна из госкомпаний или банк, работающие в Венесуэле (например, Газпромбанк или Уралвагонзавод), а уже потом, скорее всего, доля все-таки перейдет "Роснефти". 

ЛУКОЙЛ — не первый инвестор, отказавшийся от Хунина-6. Год назад ННК покинул "Сургутнефтегаз". Источники "Ъ", близкие к проекту, объяснили это нежеланием гендиректора компании Владимира Богданова иметь зарубежные активы. Как говорят собеседники "Ъ", ни одна из компаний, вошедших в ННК, реально не хотела работать в Венесуэле. "Страна тяжелая,— вспоминает топ-менеджер одной из нефтекомпаний.— Это было политическое решение и инициатива Игоря Сечина". Как следствие, помимо "Роснефти" желающих приобрести доли "Сургутнефтегаза" в ННК не нашлось. В октябре 2012 года выйти из проекта хотела и ТНК-ВР, но ее саму купила "Роснефть", консолидировав в итоге 60% ННК. До этого лидером разработки Хунина-6 считалась "Газпром нефть", но затем статус перешел к "Роснефти". 

Президент и совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов еще в прошлом году не собирался покидать Венесуэлу, но подчеркивал, что "ННК должен работать как консорциум — даже с учетом выхода "Сургутнефтегаза"". "Равная составляющая консорциума, с учетом того что "Роснефть" определена нами оператором, должна сохраняться",— заявлял господин Алекперов. По сути, топ-менеджер говорил о сохранении влияния на работу ННК всех акционеров, несмотря на формальное доминирование "Роснефти". Но, говорят знакомые с ситуацией в ННК источники, в результате госкомпания переключила все процессы принятия решений на себя, а роль чисто финансового инвестора проекта с "большими капзатратами и туманными перспективами отдачи" ЛУКОЙЛ не устроила. Дополнительно усложнил систему управления проектом уход из "Роснефти" первого вице-президента Эдуарда Худайнатова, который лично занимался операционными вопросами работы в Венесуэле. 

Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров считает, что ЛУКОЙЛ перераспределяет ресурсы. Компания давно сворачивает проекты в Латинской Америке и больше инвестирует в Африку и Азию. ЛУКОЙЛу также предстоят инвестиции на Каспии, компания ищет и новые активы, поэтому, считает аналитик, закрытие проектов выглядит логичным. 

Кирилл Ъ-Мельников


Усть-Луге дадут газа с избытком (Коммерсант)

"Газпром" согласился построить газопровод в порту Усть-Луга в Ленинградской области, который считается наиболее вероятным местом размещения будущего завода по производству сжиженного газа на экспорт. В "Газпроме" говорят, что труба не связана с проектом завода. Но мощность газопровода — 7 млрд кубометров в год — уже избыточна для потребителей порта.

"Газпром", выбирающий площадку в Ленинградской области для строительства СПГ-завода на Балтике, построит газопровод для снабжения промышленной зоны порта Усть-Луга, заявил вчера губернатор региона Александр Дрозденко. По его словам, мощность газопровода составит 7 млрд кубометров в год, из которых лимит в размере 1 млрд кубометров получит ООО "Балтийский карбамидный завод". В группе ИСТ, которая строит этот завод, "Ъ" подтвердили, что объем потребления газа в рамках первой очереди составит 1 млрд кубометров в год, в случае постройки второй очереди — 1,8 млрд кубометров. 

В "Газпроме" сообщили, что компания "проводит оценку ТЭО строительства газопровода—отвода в Усть-Лугу". Согласно ТЭО, основными потребителями газа станут Балтийский карбамидный завод и "Еврохим". В "Еврохиме" сообщили, что компания не собирается строить производство в Усть-Луге, но планирует проект по выпуску азотных удобрений возле Кингисеппа (40 км от Усть-Луги), рядом с мощностями своей структуры "Фосфорит". "Мы поддерживаем строительство газопровода и готовы быть крупным потребителем газа",— заявил представитель "Еврохима" Владимир Торин, уточнив, что потребность завода составит около 1 млрд кубометров в год. По оценке Александра Назарова из Газпромбанка, стоимость отвода длиной 35 км с учетом компрессорной станции не превысит 50 млрд руб. 

Таким образом, спрос на газ в Усть-Луге пока более чем вдвое меньше заявленной мощности трубопровода. Как пояснили в управляющей компании порта, газопровод предназначен для будущих потребителей индустриальной зоны в рамках программы развития до 2030 года, а также морского порта Усть-Луга и нового города с населением 34,5 тыс. человек, который строится рядом с портом. По мнению Александра Дрозденко, решение о строительстве газопровода в Усть-Луге "означает, что там, скорее всего, появится СПГ-завод". В "Газпроме", напротив, заявили, что возможное строительство газопровода с производством СПГ не связано. Впрочем, для обеспечения заявленной мощности завода — 10 млн тонн СПГ в год — потребуются значительно большие поставки газа — около 14 млрд кубометров. 

Юрий Ъ-Барсуков, Ольга Ъ-Мордюшенко


"Роснефть" встает на ремонтную базу ВМФ. Северному флоту придется потесниться (Коммерсант)

"Ъ" стали известны детали перепрофилирования 82-го судоремонтного завода Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в базу снабжения и техобслуживания шельфовой техники "Роснефти". По данным источников "Ъ", мощности предприятия по ремонту военных кораблей и АПЛ могут быть перенесены на 35-й судоремонтный завод, что обойдется "Роснефти" в 13 млрд руб. После этого завод будет достраивать шельфовые платформы, произведенные на Дальнем Востоке. Но перенос не согласован до конца с Минобороны, которое опасается лишиться стратегической площадки для ремонта кораблей ВМФ.

О том, что "Роснефть" планирует создать на базе 82-го судоремонтного завода в Мурманской области (сейчас там ремонтируются корабли Северного флота ВМФ) "центр снабжения" платформ, осуществляющих добычу нефти и газа на арктическом шельфе, "Ъ" рассказали несколько источников в судостроительной отрасли. Кроме того, по их словам, на мощностях завода компания рассчитывает достраивать платформы, которые будет производить дальневосточная верфь "Звезда". "На 82-м заводе будут проводиться финальные технические операции перед тем, как платформы отправятся в Карское и Баренцево моря",— говорит один из собеседников "Ъ". 

Поскольку завод предполагается перепрофилировать в первую очередь в центр "техобслуживания и снабжения", "Роснефть" хочет получить его "напрямую", а не в составе консорциума с Газпромбанком и ОСК, который будет владеть верфями Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (см. "Ъ" от 2 сентября). В будущем технику для шельфа "Роснефть" планирует производить на этих верфях, вчера на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина должны были быть согласованы "финальная конфигурация" и "дорожная карта" создания консорциума. Источники "Ъ" говорят, что приобретение 82-го завода у ОСК может обойтись "Роснефти" в 13 млрд руб. В ОСК и "Роснефти" от комментариев отказались. 

По словам собеседников "Ъ", эти деньги должны пойти на перенос мощностей 82-го завода на мурманский 35-й судоремонтный завод, который тоже входит в ОСК. "Самая большая сложность в переносе стратегически важного для ВМФ плавучего дока",— отмечает один из них. Дело в том, что это единственный в европейской части России док, площадь и грузоподъемность (80 тыс. тонн) которого позволяют ремонтировать крупнотоннажные корабли и АПЛ. Но док "достаточно старый" и "может пострадать при переводе на другую площадку". "В такой ситуации вообще логичнее построить новый док, но это потребует больших затрат",— говорит один из собеседников "Ъ". В итоге перепрофилирование 82-го завода "вызывает большие опасения у Минобороны, которое не хочет лишиться ключевой ремонтной площадки". В министерстве пока ситуацию комментировать не готовы. 

Передача завода "Роснефти" 30 августа обсуждалась на совещании по развитию судостроения у Владимира Путина. Тогда президент "Роснефти" Игорь Сечин сказал, что компания "договаривается вовсю" с Минобороны. Главком ВМФ Виктор Чирков заявил, что принципиально все вопросы согласованы, но признал, что перенос дока "самый сложный вопрос по времени и срокам", поскольку на перевод мощностей нужно несколько месяцев, а док "должен быть в постоянной готовности". 

Источники "Ъ" подчеркивают, что 82-й завод важен для "Роснефти", чтобы "замкнуть логистическую цепочку" по доставке платформ на месторождения в Баренцевом и Карском морях, которые нефтяная компания разрабатывает вместе с ENI и ExxonMobil. Собеседники "Ъ" отмечают, что "Роснефть" заинтересована "в создании кластера в Мурманской области, который будет обслуживать добычу на арктическом шельфе". Они напоминают, что в 2012 году "Роснефть" купила у ОСК Полярный терминал по перевалке нефти и нефтепродуктов на территории 35-го судоремонтного завода. После модернизации мощность терминала может быть увеличена до 18 млн тонн в год. 

Надежда Малышева из PortNews отмечает, что база техобслуживания в Мурманской области стратегически важна для оперативного завершения достройки платформ, поскольку доставлять технику придется по Северному морскому пути. "Для этого подойдет лишь несколько месяцев", поясняет она что может "негативно сказаться на сроках начала добычи". 


У «Сургутнефтегаза», возможно, появился новый акционер (Ведомости)

Сеть фирм, возможно владеющих акциями «Сургутнефтегаза», вышла за пределы России — в ней обнаружилось кольцо из кипрских компаний. Не исключено, что это связано с появлением нового миноритария.

Структура собственности третьей по добыче нефтяной компании в России — «Сургутнефтегаза» сложна и непрозрачна. В 2007 г. «Ведомости» обнаружили целую сеть из 23 фирм, некоммерческих партнерств и фондов, связанных с «Сургутнефтегазом» — либо учрежденных им, либо управляемых его менеджерами, включая его гендиректора Владимира Богданова. Общие финансовые вложения этих организаций на конец 2005 г. достигали почти 1 трлн руб., а стоимость этих вложений менялась пропорционально капитализации «Сургутнефтегаза» (см. врез). Эксперты сделали вывод: этим структурам могут принадлежать 72% акций «Сургутнефтегаза». Сейчас размер финансовых вложений раскрывают не все эти структуры; у тех, кто это делает, за 2012 г. он составил 568,717 млрд руб.

До недавних пор учредители большинства НП находились в пределах России. Но примерно два года назад ситуация стала меняться: учредители двух некоммерческих партнерств, которые предположительно имеют на балансе 9,26% акций «Сургутнефтегаза», — НП «Рувер» и НП «Нордик» теперь связаны с кипрскими компаниями. А именно — с семью фирмами: Ntarino Investments, Corouna Investments, Cebina Trading, Poleria Trading, Ourako Trading, Mazouna Holdings и Makola Holdings. Они образуют кольцо: первая фирма владеет 100% второй, вторая — третьей и т. д., а последняя — первой (в российском кольце, которое «Ведомости» обнаружили в 2007 г., каждая из фирм владеет каждой; см. схему на стр. 13).

Кипрское кольцо появилось среди возможных владельцев акций «Сургутнефтегаза» так. В марте 2011 г. Makola получила 4,76% в ООО «Тольдо», которое владеет 4,76% в ООО «Силладес» — учредителе НП «Рувер», созданного в 2012 г.

Долгосрочные вложения этого партнерства за прошлый год превысили 46 млрд руб. Тогда же кипрская Cebina получила 4,76% ООО «Полюсинвест», которое владеет 4,76% в ООО «СПЭС-вега» — учредителе НП «Нордик». Его долгосрочные вложения превысили в прошлом году 43 млрд руб.

Новые некоммерческие партнерства — наследники старых. НП «Рувер» было образовано в результате слияния в 2011 г. НП «Бэнф» и НП «Руверпарт», а НП «Нордик» — в результате слияния НП «Диктенпарт» и «Норквей». За исключением этих изменений, сеть из организаций и их российских компаний-учредителей, связанная с «Сургутнефтегазом», продолжает существовать почти в том же виде, что и в 2007 г.

Некоторые НП, у которых на балансе могут быть акции компании, при регистрации указали телефон управления методологии «Сургутнефтегаза». В других партнерствах, например НП «Фиренц» и НП «Эккон», директорами по-прежнему являются сотрудники НПФ «Сургутнефтегаз» — заместитель директора фонда Алексей Назаров и начальник юротдела Валерий Ефимов. «Сургутнефтегаз» информацию о своих владельцах по-прежнему не раскрывает. «Количество акционеров ОАО “Сургутнефтегаз” — свыше 34 000. Собственники акционеров ОАО “Сургутнефтегаз” нам не известны» — это все, что сообщил «Ведомостям» представитель компании.

Зачем компании могло понадобиться кипрское кольцо? «В отсутствие детальной информации сложно судить о содержании операций, реализованных через кипрское кольцо. Можно предположить, что системное симметричное распределение долей участия в нескольких аффилированных компаниях свидетельствует о появлении у “Сургутнефтегаза” нового миноритария с долей менее 1%, — предполагает гендиректор аудиторской фирмы “Старовойтова и партнеры” Елена Старовойтова. — Использование при этом кипрских компаний является достаточно распространенной схемой оптимизации как финансовых потоков, так и налогообложения».

Запретов на перекрестное владение в Евросоюзе нет, но такая схема считается непрозрачной, так как позволяет сосредоточить всю власть в руках менеджеров и лишает акционеров возможности влиять на их решения, говорит партнер юридической фирмы White & Case Григорий Чернышов. «Компания, которая торгуется на бирже и заботится о своей инвестиционной привлекательности, такие схемы, как правило, не использует», — добавляет он.

Новым миноритарием мог быть нефтетрейдер и давний знакомый российского президента Геннадий Тимченко. В середине 2012 г. он сам признался «Ведомостям», что у него есть акции «Сургутнефтегаза»: «совсем маленький пакет, чуть больше нуля», купленный «то ли за $10 млн, то ли за $5 млн».

Представитель Тимченко участие нефтетрейдера в кипрском кольце опровергает: «Геннадий Тимченко владеет мизерной долей в “Сургутнефтегазе”. По нашим оценкам, она составляет около 0,01%. Тимченко не связан ни с одной из упомянутых [кипрских] компаний».

Сотрудник одного из адвокатских бюро выдвигает другую версию: «Кольцо фирм на Кипре предположительно может служить для отвода кэша. Или, если кэш там не отводится, может быть техническим каналом для распределения денежных потоков между связанными с кольцом компаниями».


Более половины предприятий "Российских сетей" досрочно получили паспорта готовности к зиме

Информагентство АК&М - "Online news"

01.10.2013

 Более половины филиалов дочерних компаний ОАО "Российские сети" досрочно получили паспорта готовности к прохождению осенне-зимнего периода максимума нагрузок. Об этом говорится в сообщении пресс-центра компании.

По состоянию на 27 сентября соответствующие проверки прошли уже в 78 предприятиях распределительного и магистрального сетевого комплексов. По итогам проверок специальные комиссии, в состав которых входили руководители Россетей, дочерних компаний, а также представители региональных органов Ростехнадзора, МЧС и "Системного оператора", выдали 73 паспорта готовности.

До 10 октября проверки пройдут в оставшихся 69 филиалах дочерних компаний Россетей. Вместе с тем, 30 сентября стартовали проверки готовности ДЗО Россетей комиссиями, утвержденными Минэнерго. Первыми компаниями, где начинают свою работу данные комиссии, стали ОАО "Янтарьэнерго" и ОАО "Томская распределительная компания".

В настоящее время в сетевых компаниях магистральных и распределительных сетей реализован целый комплекс подготовительных мероприятий, направленный на надежное электроснабжение потребителей в осенне-зимний период.

Так, в распределительном и магистральном комплексе ремонт силовых трансформаторов выполнен соответственно на 124.9% и 103% от запланированного, ремонт коммутационных аппаратов - 104.3% и 105.5%, расчистка просек ВЛ - 103.4% и 108.7%, расширение просек - на 111% и 100%.

Особое внимание в ходе подготовки уделено проверке работоспособности схем плавки гололеда на проводах и грозозащитных тросах ВЛ, а также формированию мобильных резервных источников электроснабжения, закупке спецтехники высокой проходимости, проведению тренировок с персоналом по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.

ОАО "Российские сети" (бывшее ОАО "Холдинг МРСК", ИНН 7728662669) - крупнейшая российская компания в секторе передачи и распределения электроэнергии, объединяющая магистральный и распределительный электросетевой комплекс, расположенный в большинстве регионов РФ. Россети владеют долями и управляют 11 межрегиональными и 5 региональными распределительными сетевыми компаниями, а также Федеральной сетевой компанией в России. Протяженность линий электропередачи холдинга, включая дочерние компании, насчитывает 2.2 млн км, трансформаторная мощность - 739 ГВА. Компания оказывает услуги в 73 субъектах РФ.

Контролирующим акционером Россетей является государство, владеющее долей в уставном капитале в размере 61.7%. Также во исполнение Указа Президента РФ 14 июня 2013 года в качестве взноса в уставный капитал компании передан принадлежащий РФ пакет акций ОАО "ФСК ЕЭС", что позволило завершить ключевой этап структурных преобразований системы управления магистральными и распределительными электрическими сетевыми активами.

Чистый убыток ОАО "Российские сети" по МСФО в I полугодии 2013 года составил 2.087 млрд руб. против прибыли в 24.801 млрд руб. годом ранее. Выручка выросла на 11.1% до 348.842 млрд руб. с 313.987 млрд руб., прибыль от операционной деятельности снизилась на 31.19% до 32.613 млрд руб. с 47.394 млрд руб., прибыль до налогообложения - в 13.77 раза до 2.399 млрд руб. с 33.043 млрд руб. в I полугодии 2012 года. Показатель EBITDA уменьшился на 23.3% до 67 млрд руб. с 87.3 млрд руб.

По данным ИПС "ДатаКапитал", чистая прибыль ОАО "Российские сети" в I полугодии 2013 года по РСБУ увеличилась в 2.11 раза до 4.943 млрд руб. с 2.337 млрд руб. годом ранее. Выручка выросла на 45.92% до 4.562 млрд руб. с 3.127 млрд руб., прибыль от продаж - на 99.98% до 3.629 млрд руб. с 1.815 млрд руб., прибыль до налогообложения - в 2.05 раза до 5.29 млрд руб. с 2.577 млрд руб.


Министром энергетики Подмосковья стал Леонид Неганов

АЭИ "ПРАЙМ". Бизнес лента (расширенная версия)

01.10.2013

МОСКВА, 1 окт - РИА Новости. Леонид Неганов из министерства энергетики РФ возглавил подмосковное министерство энергетики, перед ним стоит задача "полностью переформатировать работу" ведомства, сообщили во вторник в пресс-службе заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова.

Ранее, с июня 2012 года, этот пост занимал Михаил Кручинин, пришедший в областное правительство при предыдущем губернаторе Московской области Сергее Шойгу.

"Первого октября на совещании в министерстве энергетики Московской области Дмитрий Пестов представил нового руководителя министерства. Им назначен Леонид Неганов, работавший до этого в федеральном министерстве энергетики", - говорится в сообщении.

Неганов в Минэнерго России занимал пост заместителя директора департамента развития электроэнергетики. До этого работал в ОАО РАО "ЕЭС России" и региональных энергосистемах. Он окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности "инженер-физик", а также Государственный университет Высшая школа экономики (магистр экономики). Имеет отраслевые награды и грамоты. Неганову 41 год, женат, имеет дочь и сына, уточнили в пресс-службе.

"Основные задачи, которые руководство области ставит перед новым министром – полностью переформатировать работу министерства энергетики. Лидирующие позиции энергетики региона должны быть подкреплены реальными показателями деятельности. Губернатором (Андреем Воробьевым - ред.) поставлена задача по формированию триллионного бюджета. Для этого необходимо максимально увеличить инвестиционную привлекательность области. А это требует развития инженерной инфраструктуры опережающими темпами. Выражаю надежду, что новый министр энергетики Московской области Леонид Неганов успешно справится с поставленными задачами", - приводятся в сообщении слова Пестова.


Япония предложила России реализацию совместных проектов по разведке и добыче газа в Восточной Сибири, в частности на Ковыктинском месторождении в Иркутской области и Чаяндинском в Якутии

Забайкальское Информационное Агентство (г. Чита)

01.10.2013

Япония давит на русский газ после аварии на Фукусиме

Зарубежные соседи / ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

Отправлено 14:17 - 01 Окт, 2013 г.

Как пишут «Известия», предложения Японии об энергосотрудничестве с Россией были озвучены еще в августе прошлого в ходе встречи главного советника японского премьера Тадаши Маеды с главой Минэнерго Александром Новаком. Представитель Японии проинформировал российского министра о нарастающем энергодефиците Японии в связи с частичным замораживанием объектов атомной энергетики после аварии на Фукусиме и проявил заинтересованность в наращивании поставок энергоресурсов из России.

Одно из направлений энергетического сотрудничества, предложенное Японией, — реализация совместных проектов по разведке и добыче газа в Восточной Сибири, в частности на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях, - говорится в сообщении. Правительство поручило Минэнерго проработать предложения японской стороны, и в конце прошлого года Минэнерго направило в правительство результаты этой работы.

Минэнерго, в частности, делает вывод о перспективности сотрудничества с Японией как с

наиболее заинтересованным партнером по сравнению с Китаем и предлагает начать проработку вопросов реализации проекта с Японией в ходе 10-го заседания российско-японской межправкомиссии по торгово-экономическим вопросам, которое пройдет в конце ноября этого года в Токио.


Тарифам на электричество предсказали рост на 15 процентов

"Lenta.ru"

01.10.2013

Новые требования к российским электроэнергетическим системам, подготовленные «Системным оператором ЕЭС» по запросу Минэнерго, повлекут за собой многомиллиардные траты теплогенерирующих компаний и в итоге могут привести к росту тарифов на электроэнергию на 15 процентов. Об этом в номере от 1 октября пишет газета «Ведомости».

Как указывает издание, письмо с критикой новых требований на прошлой неделе написали министру энергетики Александру Новаку руководители наблюдательных советов «Совета производителей энергии» (СПЭ) Денис Федоров (гендиректор «Газпром энергохолдинга») и «Сообщества потребителей энергии» Александр Старченко (директор по энергетике НЛМК). Они предложили отложить введение новых правил на три года, до третьего квартала 2016 года.

Так, по расчетам СПЭ, переоборудование каждой теплоэлектростанции в соответствии с новыми правилами обойдется в 5-10 миллиардов рублей, а общие затраты теплогенерирующих компаний составят около 300 миллиардов рублей. Основная часть расходов придется на установку или реконструкцию турбоагрегатов; дополнительные затраты возникнут при модернизации автоматики и релейной защиты, а также на сооружение дополнительного хранилища топлива на пять дней.

В свою очередь, в «Системном операторе ЕЭС» считают, что дополнительных издержек при внедрении новых правил работы энергосистем не существует. Сами же ужесточенные правила являются требованиями, которые определяют надежность и устойчивость функционирования энергосистемы, и откладывать их принятие до 2016 года нельзя.


В ОАО "Газпром" считают, что с учетом понятной на сегодня сырьевой базы погазу, Дальнему Востоку пока достаточно двух заводов СПГ - проекта"Сахалин-2" и "Владивосток-СПГ"

Регион-Информ (Москва): Новости-online

01.10.2013

 //"Золотой Рог" (Владивосток) 01.10.13, "Газпром" предлагает оптимизировать проекты по производству СПГ", Надежда Воронцова

С учетом понятной на сегодня сырьевой базы по газу, Дальнему Востоку пока достаточно двух заводов СПГ - проекта "Сахалин-2" и "Владивосток-СПГ".

Несмотря на открывающиеся перспективы роста поставок российского сжиженного природного газа (СПГ) на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, в ближайшие годы - по крайней мере, до 2018 года - России не стоит резко увеличивать новые мощности заводов СПГ. С учетом ожидаемой либерализации рынка газа в России, это может привести к конкуренции на мировом рынке российского газа с разных заводов СПГ. А отсутствие единой ценовой политики способно нанести ущерб российской экономике, считают представители "Газпрома".

Выступая на прошедшей на днях на Сахалине 17 Международной конференции "Нефть и газ Сахалина 2013", заместитель председателя правления ОАО "Газпром" и генеральный директор ООО "Газпром экспорт" Александр Медведев предостерег инвесторов, заявивших о намерении построить на территории Сахалинской области еще один завод СПГ, от поспешных решений. Заявленное увеличение числа новых проектов СПГ, по его мнению, недостаточно обосновано наличием сырьевой базы. "Если бы ресурсной базы проекта "Сахалин-2" было достаточно, то объявленное ранее предложение по строительству третьей очереди СПГ уже было бы реализовано", - заметил Александр Медведев.

Напомним, что недавно "Роснефть" заявила о намерении совместно с компанией "Эксон Нефтегаз Лимитед" - оператором проекта "Сахалин-1" - построить на территории Сахалинской области завод СПГ, мощностью 5 млн тонн в год. Об этом на конференции говорила и вице-президент ОАО "Роснефть" Влада Русакова. Ресурсной базой будущего завода должен стать газ проекта "Сахалин-1", в настоящее время не добываемый. Данное намерение мотивировано тем, что новый проект СПГ позволит проекту "Сахалин-1" выполнить условия СРП (соглашение о разделе продукции) и расконсервировать газовую составляющую. По предварительным оценкам, его стоимость может вылиться в сумму $15 млрд, и это без учета того, что кроме завода в пос. Ильинское, где предварительно определено его местоположение, потребуется прокладка трубопровода от места добычи длиной 600 км.

Отвечая на вопросы журналистов на совместной пресс-конференции участников форума "Нефть и газ Сахалина 2013" о целесообразности такого проекта, заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов ушел от прямого ответа, отметив лишь, что окончательной оценки проекта "Роснефти" и необходимой для него ресурсной базы еще нет. Никакие расчеты еще не поступили на рассмотрение в Минэнерго, сказал он. "Что касается третьей очереди завода СПГ в Пригородном, то мы его поддерживаем", - добавил замминистра.

Между тем, отнесение данных затрат на проект "Сахалин-1" потребует их возмещения Российской Федерацией, пояснил позицию "Газпрома" другой его представитель - заместитель начальника Департамента по управлению проектами - начальник Управления координации восточных проектов ОАО "Газпром" Виктор Тимошилов на специальной пресс-конференции.

- Мы считаем, что проекты "Сахалин-2" и "Сахалин-1" подошли к такому этапу реализации, когда необходимо усиление их координации с тем, чтобы достигнуть синергии в будущем. "Газпром", как координатор Восточной газовой программы, предлагает инвестору проекта "Сахалин-1" не распылять финансовые ресурсы, а воспользоваться уже готовой газотранспортной инфраструктурой, созданной в ходе реализации проекта "Сахалин-2".

Газ проекта "Сахалин-1" было бы целесообразно использовать на уже действующем заводе СПГ "Сахалина-2", а также для газификации дальневосточных регионов, считает Виктор Тимошилов. Он также пояснил, из чего исходит "Газпром", делая оценку ресурсной базы сахалинского газа, о чем частично говорил и Александр Медведев.

"Согласно прогнозам, после 2025 года ожидается последовательное сокращение объемов добычи углеводородов по проекту "Сахалин-2" и, соответственно, сокращение загрузки действующих двух линий завода СПГ в Пригородном", - сказал он.

Запасов газа Лунского и Пильтун-Астохского месторождений будет недостаточно для поддержания полного производственного цикла на протяжении всего срока действия проекта - до 2041 года, тем более с учетом планов компании по строительству третьей очереди завода СПГ. Из этого вытекает вопрос: откуда брать сырье?

- "Газпром" считает, что строительство еще одного завода на Сахалине - не рационально, - отметил Виктор Тимошилов. - Мы предлагаем оператору проекта "Сахалин-1" компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" покупать весь газ этого проекта в свой "портфель", и предлагаем сделать это на взаимоприемлемых условиях, - сказал Виктор Тимошилов. - С учетом того, что мировой рынок газа сложный, России нужно использовать все резервы в этой конкуренции. Мы должны избежать конкуренции российского газа с российским газом на внешнем рынке. Предлагаемое нами комплексное решение мы считаем выгодным всем заинтересованным сторонам, - подытожил он.

- Рынок испортить легко, - сказал в ходе конференции Александр Медведев. - Не зря правительство очень внимательно смотрит на либерализацию рынка газа.


В сентябре «Транснефть» сократила поставки нефти в Беларусь на 138 тыс. т

"Нефть России" - новости

01.10.2013

 "Нефть России", 01.10.13, Москва, 18:45 Сокращение поставок российской нефти в Беларусь в сентябре 2013 г. составило 138 тыс. т, сообщает «РБК» со ссылкой на официального представителя «Транснефти» Игоря Демина.

Поставка нефти в сентябре в республику составила 1,46 млн т.

По словам И. Демина, в октябре и последующие месяцы до конца года поставки нефти в Беларусь будут идти в соответствии с графиком.

17 сентября в Минэнерго РФ сообщили об утверждении графика транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов за пределы РФ на IV квартал 2013 г. В соответствии с графиком, поставка нефти в направлении Республики Беларусь в IV квартале 2013 г. утверждена в объеме 3,1 млн т.

По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, Россия исходит из плана поставок нефти в Беларусь в 2013 г. на уровне 18,5 млн т.

Напомним, 28 августа «Транснефть» сообщила, что в сентябре сократит поставки нефти в Беларусь на 400 тыс. т (25% от запланированных 1,6 млн т) из-за необходимости ремонта на участке трубопровода «Дружба».

В 2013 г. поставки нефти в Беларусь впервые осуществляются на основании поквартальных балансов. Согласованный объем поставок нефти на белорусские НПЗ на I, II и III кварталы составил по 5,75 млн т. Таким образом, в 2013 г. в республику будет поставлено чуть более 20 млн т нефти. Россия также настаивает на возврате белорусских нефтепродуктов в Россию в 2013 г. в объеме 2,1 млн т.


Топливо дешевеет в России из-за снижения спроса и экспортных цен

"Argus Нефтетранспорт"

01.10.2013

 Предупреждения регулирующих органов, снижение рентабельности экспорта и сезонное ослабление спроса привели к заметному снижению цен на моторное топливо на оптовом рынке России.

К концу сентября цены на бензин Аи-95 производства уфимских НПЗ "Башнефти" упали с годового пика 35525 руб./т в конце августа до 33100 руб./т. Дизельное топливо начало дешеветь в последнюю декаду сентября. Цены на уфимский продукт к концу месяца упали до 29200 руб./т с 30474 руб./т 20 сентября.

Еще в августе отгрузки моторного бензина с российских НПЗ и нефтебаз выросли до рекордного уровня в 2,67 млн т с 2,44 млн т месяцем ранее. Во многом увеличение показателя объясняется завершением масштабного ремонта на Сургутском ЗСК "Газпрома". Завод поставил в августе российским потребителям 97,8 тыс. т бензина, тогда как в июле - 8,9 тыс. т.

Увеличение предложения мелкооптовых партий способствовало тому, что многие потребители в течение сентября предпочитали покупать топливо с немедленной отгрузкой из региональных хранилищ, что способствовало снижению цен производителей на железнодорожные партии нефтепродуктов.

При этом некоторые компании, например "Сургутнефтегаз", "Газпром" и "Лукойл", заметно увеличили предложение "колесных" партий бензина на бирже СПбМТСБ, прислушавшись к рекомендациям Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго об ограничении экспорта и увеличении биржевых продаж.

Сокращение привлекательности отгрузок за рубеж также способствовало росту поставок на внутренний рынок. Бензина Eurobob Oxy в Северо-Западной Европе за месяц подешевел более чем на 10%, до $938,25/т, а российский газойль - на 6%, до $916/т.

Минэнерго

Министерство энергетики Российской Федерации

Сайт: energo-24.ru/company/organy-vlasti/item/minenergo.html

Добавить комментарий

Защитный код Обновить