Участие эко-грузовика в африканском ралли символично — в 2013 году организаторы марафонов существенно ужесточили правила и ограничили допустимый уровень вредных выбросов автомобилей. Газовому спортивному грузовику предстояло продемонстрировать возможности экологичного и экономичного моторного топлива в экстремальных условиях.
Пилотом газового КАМАЗа выступил Сергей Куприянов (справа), пресс-секретарь Председателя Правления ОАО «Газпром». В составе его экипажа — члены команды «КАМАЗ-мастер» штурман Александр Куприянов (в центре) и механик Анатолий Танин (слева).
«По сути, это обычный гоночный КАМАЗ. До меня на этой машине ездили пилоты Дмитрий Сотников и Ильгизар Мардеев. Главное отличие — это расположенные в центральной части кузова четыре баллона с метаном. Вместе с ними в грузовике появилась система трубопроводов, редуктор и специально доработанный топливный насос высокого давления, который уменьшает подачу дизельного топлива во время подключения баллонов. Благодаря добавлению газа мы достигаем более полного сгорания топлива, что приводит к уменьшению дымности», — поясняет Сергей Куприянов.
Перед дальней дорогой ПАГЗ объемом 10,2 тыс. куб. м совершил забор топлива на АГНКС. Этого достаточно для заправки более 110 газовых баллонов грузовика. Забегая вперед скажем, что в составе колонны автомобилей технического сопровождения команды «КАМАЗ-мастер» газозаправщик преодолел более 6000 км и исправно осуществлял заправку КАМАЗа на финише каждого этапа марафона.
После прохождения необходимых административных процедур и технической проверки во французском городе Сен-Сиприен участники ралли направились в Испанию, на паром до марокканского порта Надор, где 30 декабря стартовал первый этап гонки.
Команда «КАМАЗ-мастер» в этом году выступила двумя экипажами: на дизельном КАМАЗе Антона Шибалова под номером 401 и газовом КАМАЗе Сергея Куприянова под номером 404.
Их боевым товарищем стал россиянин Александр Григоров — пилот VEB Racing на автомобиле Oscar O3.
Также в составе команды VEB Racing впервые в истории Africa Eco Race на старт марафона вышла российская спортсменка-мотогонщица Анастасия Нифонтова на мотоцикле Husqvarna.
С корабля на бал, а точнее с парома на Марокканскую землю спортсмены ступили рано утром 30 декабря и, не теряя времени, отправились к старту первого этапа.
Всего в ралли участвовали 29 мотогонщиков, 32 экипажа на внедорожниках и багги, а также 9 грузовиков. Седьмой выпуск Africa Eco Race обещал стать самым сложным в истории ралли. Впереди гонщиков ожидали каменистые горы Марокко, пески Сахары, дюны Мавритании и саванны Сенегала. Участником предстояло преодолеть 6000 км, более 3000 км из которых занимали специальные участки. Итак, гонка началась!
На протяжении всего пути спортсменов сопровождали журналисты, которые, к слову, принимали активное участие в марафоне — помогали менять колеса, выталкивать машины из песчаных ловушек и просто поддерживать боевой дух экипажей.
Первый этап — марокканский — для наших гонщиков были «вкаточным». Экипажи обоих КАМАЗов осваивались, оценивали соперников, старались ехать в среднем темпе и стабильно.
На финише второго этапа в палатке «КАМАЗ-мастера» спортсменов ждала наряженная елка и праздничный ужин. Наступал новый, 2015 год, который спортсмены встретили как по московскому, так и по местному времени.
А утром — снова в бой! Третий этап обещал как песчаные дюны, так и скоростные участки.
В результате Антон Шибалов приходит первым, а Сергей Куприянов — вторым. И не зря говорят, что как год встретишь — так его и проведешь.
Каждый вечер, после того, как машину осмотрят механики, в гибридный КАМАЗ заправляли 200 куб. м компримированного природного газа. Полной заправки автомобиля экипажу хватало на 600–700 км при работе двигателя в смешанном цикле (газодизельном). «Используем наш ресурс по максимуму. У машины лучше динамика, она лучше тянет на низких оборотах, а это очень актуально для вязкого песка», — говорит Сергей Куприянов. На фото — процесс заправки.
Не смотря на напряженный темп гонки (один день — один этап), спортсмены находили время для отдыха и общения.
Итак, марокканская часть марафона пройдена. Газовое оборудование работает стабильно. По итогам пяти этапов команда «КАМАЗ-мастер» выходит в лидеры зачета: экипаж Антона Шибалова на первом месте, экипаж Сергея Куприянова, впервые принимающий участие в международном марафоне, — на третьем. Не отстает и VEB Racing — на бивуаках пилоты обмениваются впечатлениями от гонки.
4 января караван марафонцев добрался до Дахлы, где состоялся запланированный День отдыха. Технические специалисты осматривали машины,…
…а команды набирались сил и готовились к следующим шести этапам.
Однако Мавритания встретила гонщиков песчаной бурей. Из-за погодных условий 6-й этап марафона пришлось отменить.
Мавританские пески оказались действительно коварными.
Наши экипажи получили установку не отрываться друг от друга, чтобы в случае чего оказывать помощь.
Потери времени были у большого числа участников. Откапываться приходилось постоянно.
Даже газовый заправщик по пути на бивуак завяз в непредсказуемых песках.
Точно такая же участь постигла технический автомобиль казахстанской команды.
Но россияне из «КАМАЗ-мастер» вовремя пришли на помощь.
Позади уже 11 этапов и экипажи выходят на финишную прямую. За плечами 5,5 тысяч километров, борьба со стихией, взлеты и падения, а впереди — Розовое озеро в Дакаре!
Не все добрались до финиша. За время гонки с дистанции сошла практически половина участников. Этот ралли-марафон действительно оказался трудным и захватывающим. Но, несмотря на все сложности, команда «КАМАЗ-мастер» вновь подтвердила свой титул чемпионов: экипаж Антона Шибалова — на первом месте, экипаж Сергея Куприянова — на втором месте среди грузовиков. В общем зачете автомобилей у команды — второе и третье место соответственно.
Газовый КАМАЗ доказал свою эффективность. Газовое оборудование в экстремальных условиях работало надежно. Испытание Африкой пройдено!
Победный финиш. Так держать!