Общий объем геофизических исследований на Чаяндинском лицензионном участке составил 6300 кв. км. Площадь сейсморазведочных работ, проведенных непосредственно «Газпром геологоразведкой» — 5800 кв. км. Даже съемка с борта вертолета не позволяет продемонстрировать колоссальный размах этого проекта.
Зато с высоты птичьего полета хорошо видны проложенные лесорубами профили: они делят Чаянду (так Чаяндинское месторождение называют газовики) на участки размером 300 на 150 метров.
Один из островков цивилизации в якутской тайге — поселок сейсморазведочной партии № 22. Там имеется все необходимое для полноценной жизни и работы — столовая, прачечная, баня, медицинский кабинет. Есть даже небольшой магазин и собственная пекарня.
Для эффективного проведения полевой сейсморазведки месторождение разделено на 8 подучастков размером 600–800 кв. км. На одном из них и высадился журналистский десант.
Хотя кругом — дремучий лес, заблудиться на участке практически невозможно: вокруг тянутся трансфер-кабели — яркие провода, которые неминуемо приведут вас к людям.
А народу на Чаянде действительно много: исследования велись силами трех сейсмопартий общей численностью около тысячи человек.
Весь день сейсмоотряды перемещаются по тайге на гусеничных вездеходах, устанавливая по периметру проложенных просек специальное оборудование.
Так выглядят сейсмоприемники — приборы для преобразования механических колебаний в электрический сигнал. Сейсмоприемник позволяет зафиксировать время прихода упругой сейсмической волны, а также определить ее динамические параметры — частоту, период, амплитуду и начальную фазу. За специфический цвет и форму корпусов рабочие называют сейсмоприемники «морковками».
Сейсморабочий второго разряда Рамиль Селимжанов занят установкой сейсмоприемников. За смену он «высаживает» в снег до 200 «морковок» и собирает столько же отработавших приборов.
В местах пересечения кабели подключаются к модулям сбора и передачи геофизической информации.
Когда сейсмоприемники и модули-передатчики установлены и протестированы на работоспособность сейсмостанцией, в дело вступают огромные машины — сейсмические виброустановки NOMAD-65 (nomad в переводе с французского — «кочевник»).
Останавливаются «кочевники» лишь для того, чтобы устроить маленькое искусственное «землетрясение». Телеоператор государственной телерадиокомпании «Амур» снимает, как это происходит: из-под днища машины выдвигается мощная плита, возбуждающая сейсмическую волну. Удар — и энергия проникает в недра, отражается от плотных слоев пород и возвращается обратно, а колебания регистрируются заблаговременно установленными сейсмоприемниками.
Полученные данные через модули-передатчики поступают на сейсмостанцию, которая находится здесь же, на участке. Ее называют сердцем сейсморазведочного процесса. Отсюда подаются команды операторам виброустановок и ведется наблюдение за исправностью сейсморегистрирующего оборудования.
«Справа вы видите сейсмограмму: каждая линия на ней — это один канал, — рассказывает оператор сейсмостанции Ренат Хафизов. — Если где-то появляются обрывы кабеля, передающего сигналы, это отражается на экране, и дежурный техник устраняет неполадки».
Начальник отдела по организации геофизических работ и исследований ООО «Газпром геологоразведка» Александр Погрецкий объясняет журналистам преимущества высокоплотной широкоазимутальной сейсмосъемки: «Сейсмика 2D позволяет получить лишь вертикальный срез земной коры, в то время как результатом 3D-съемки является трехмерное изображение недр месторождения. На такой огромной территории этот метод был применен в нашей стране впервые».
Дальнейшая обработка и интерпретация полученных в результате исследований данных позволит «Газпром геологоразведке» к 2017 году построить модель Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения «в формате 3D», согласно которой будут определены наиболее перспективные участки для бурения скважин. Добычу газа на месторождении планируется начать в конце 2018 года.