Войти

Новые тарифы с 1 января 2021 года: ➽ на электроэнергию на газ
Рейтинг тарифов на 1 полугодие ➽ на электроэнергию на газ

Стенограмма выступления Министра Александра Новака в первый день форума ENES

Форум ENES стал уже традиционной площадкой общения, приобрел статус международного. Хочу поблагодарить всех участников, которые проявили интерес к этому мероприятию. В этом году зарегистрировалось 7,5 тыс человек, для сравнения, в прошлом –

4,5 тысячи, что является свидетельством того, что все больше человек вовлечено в мероприятия по энергоэффективности. Хотел бы также поблагодарить всех, кто принимает участие в панельных дискуссиях, кто вложил средства в выставки, чтобы презентовать свои проекты, участников сегодняшней дискуссии, Сергея Семеновича Собянина. В Москве реализуется очень много проектов по энергоэффективности, будет интересно послушать, как город решает эти задачи. Герман Оскарович, большое вам спасибо за то, знаю, что в Сбербанке даже есть соответствующее подразделение, это крайне важно, что самый крупный банк занимается вопросами, которым посвящена сегодняшняя дискуссия. Хочу также поблагодарить Сергея Степашина, который как бывший руководитель Счетной Палаты, конечно, все знает про энергоэффективность. Сегодня он возглавляет Совет содействия развитию ЖКХ. Большое спасибо нашим иностранным коллегам, господину Хьюзу из компании Schneider Electric.

11 ноября был праздник, кто не знает, в 2008 году по инициативе Международной экологической сети был учрежден день энергосбережения. Хочу вас также всех поздравить.

Уважаемый Максим, вопрос, который вы мне задали, [«Должна ли Россия стремиться перегнать сегодняшних стран лидеров по энергоэффективности, имея такие колоссальные энергоресурсы»] с одной стороны, простой, с другой – довольно сложный. Однозначно могу сказать, что нам нужно быть лидерами среди промышленных стран, мы должны стремиться к этому, это вопрос, касающийся конкурентоспособности нашей экономики, роста ВВП. В целом, сегодня весь мир занимается энергосбережением. На всех наших международных мероприятиях эти вопросы – одни из самых обсуждаемых. Основная задача, конечно, заключается в том, как сделать энергосбережение всеобщей идеей, которой было бы охвачено и государство: и малый, и средний бизнес, каждый гражданин, госслужащий, в субъекте РФ, на уровне муниципалитета, госкомпании, которые сегодня работают в различных отраслях. Это сложный и комплексный вопрос, думаю, все со мной согласятся, что за последние 5 лет теме энергосбережения уделяется огромное внимание. Мы сегодня прошли по выставке, и те результаты, которые мы видим в субъектах, впечатляют. В немалой степени этому способствует создание нормативно-правовой базы: вышел федеральный закон, утверждена госпрограмма, подготовлены необходимые нормативно-правовые документы, касающиеся энергосервисных контрактов, изменены документы правительственного уровня, действуют программы в субъектах РФ, выделяются субсидии.

С 2000 года энергоемкость ВВП снизилась на 34%, в среднем, ежегодное сокращение составляет от 1,5 до 2%. В принципе, лед тронулся, но мы считаем, что еще недостаточно энергоэффективны, необходимо дальше совершенствовать технологии. Мы сегодня в два раза больше потребляем энергоресурсов в ЖКХ, чем в Канаде, в три раза, чем в США. У нас большой потенциал практически в каждой отрасли. В энергетике потенциал снижения энергоемкости 40%, в автотранспорте – от 25 до 30%, не менее значимым может быть сокращение в других отраслях: в сельском хозяйстве, в промышленности. Нам нужно продолжать двигаться, применять административные меры, те инструменты, которые помогут изыскать новые необходимые резервы для развития наилучших технологий энергосбережения, для достижения показателей развитых в области энергоемкости стран.

Мы все обсуждаем два инструмента: стимулирующие меры, которые включают в себя субсидии, налоговые льготы, гранты, кредиты. Есть также экономические методы, тарифная политика, административные меры. В каждой отрасли эти стимулы применяются по отдельности, или в комплексе. В нефтегазовой отрасли, благодаря стимулированию модернизации НПЗ, коэффициент переработки увеличился до 72%, до 2020 года планируется увеличение до 92%. Происходит масштабная модернизация на 33 крупнейших НПЗ с внедрением самых современных технологий. К числу мер административного и, в тоже время, стимулирующего характера, относятся технические требования по утилизации попутного нефтяного газа. По техническому регламенту, с 1 января 2015 года все компании должны утилизировать не менее 95% ПНГ. Те, кто с этой задачей не справится, будут платить штрафы. Это тоже стимулирует наши компании вкладывать инвестиции в развитие новых производственных мощностей.

Также хочу отметить переход на газомоторное топливо – это также одна из мер, которая используется во всех странах. Было разработано требование о том, что к 2020 году города свыше 1 миллиона жителей должны 50% своей автомобильной техники перевести на более экологичное газомоторное топливо. Города с населением ниже 1 миллиона – 30%. Такие программы созданы повсеместно. В «Газпроме» функционирует дочерняя компания, которая активно занимается строительством инфраструктуры для того, чтобы могла заправляться соответствующая техника.

В электроэнергетике есть и проблемы, и положительные моменты. Созданы рынок электроэнергии, рынок мощности. С другой стороны, этот рынок сегодня не стимулирует модернизацию мощностей. Мы, как министерство, видим задачу по совершенствованию модели рынка для вывода неэффективных мощностей с низким КПД и КИУМ. Это задача, которой мы сегодня занимаемся. Рынок тепла: тема связана с энергетикой, с ЖКХ, и здесь огромный потенциал по снижению энергоемкости, потерь, которые достигают 30-40-50%. В этом направлении тоже идет работа. Сегодня нам нужно довольно серьезно реформировать рынок тепла, чтобы создать стимул для привлечения инвестиций. Это создание ЕТО, тарифа долгосрочного ценообразования, тарифа альтернативной котельной. Необходимая дорожная карта принята на уровне Правительства. На данный момент рассматриваются изменения для внесения в нормативно-правовую базу. Думаю, это станет важнейшим стимулом для качественного скачка по энергосбережению.

В бюджетном секторе также имеется огромный потенциал по снижению энергозатрат. Административно принято снижение затрат на 3% ежегодно, мера есть, но стимулы, к сожалению, пока не работают. Это отдельная задача – стимулировать бюджетные учреждения заниматься энергосервисными контрактами, снижением потребления тепла, электроэнергии. То есть речь идет о том, чтобы те деньги, которые получает учреждение, оставались в нем. Необходимо совершенствовать эту практику.

В ЖКХ также многое делается, внедрены приборы учета, ими оснащено более 98% зданий, по теплу – около 50%, но и здесь еще куда стремиться.

Что касается энергосервисных контрактов, хотелось бы отметить, что они заработали. Создана нормативно-правовая база, внесены изменения в закон об энергосбережении и энергоэффективности, выпущены необходимые постановления Правительства. Тем не менее, всего по стране, по нашим данным, около 1000 контрактов. Это очень маленький показатель. Конечно, здесь есть проблемы, которые сегодня в рамках реализации энергосервисных контрактов мы мониторим, видим. В частности, во взаимоотношениях заказчика и исполнителя, в части механизмов гарантирования финансового обеспечения: сегодня эти контракты относятся к категории высокорискованных и предусматривают 100% резервирование банками, это уменьшает возможности для финансирования таких проектов в ЖКХ и промышленности. Сокращение резервов - одно из предложений, которые сегодня активно обсуждается.

Еще одно направление работы – внедрение стандартов наилучших доступных технологий по каждой отрасли. Буквально недавно прошло соответствующее совещание у Д.А. Медведева, было дано поручение по каждой области подготовить соответствующие справочники наилучших доступных технологий. Считаю, что нужно вернуться к вопросу внедрения социальной нормы. В России эта тема непопулярная, но она применяется во всем мире. Субъекты, которые ее внедрили, сегодня отмечают более эффективное использование ресурсов. Нужно более внимательно рассмотреть вопрос о стимулировании в виде субсидирования, соответствующих налоговых льготах по аналогии с международной практикой. Мы изучили опыт всех наилучших методов регулирования в странах, которые внедрили самые современные технологии. Многие из них активно инвестируют в проведение энергостимулирующих мероприятий по всем направлениям: ЖКХ, строительство, даже при покупке автомобилей субсидируются те, которые потребляют меньше топлива, выбрасывают меньше газов. Например, Австрия ежегодно тратит 3 млрд. евро на мероприятия в сфере энергоэффективности. В этой части мы очень малое внимание уделяем мотивации через бюджеты всех уровней, хотя эти меры приносят свои результаты.

Напоследок хотел бы сказать, что все эти меры, конечно же, очень важны, но одно из важнейших направлений – изменение идеологии в целом, поведения каждого гражданина в отдельности: на предприятии, в домашнем хозяйстве. Очень важно охватить идеей энергосбережения всех. Это, по сути, образ жизни. Сегодняшнее мероприятие - прекрасная возможность популяризировать эту тему. На мой взгляд, пока она недостаточно овладела массами. Тем не менее, за последние три года значительно увеличилось количество сообщений по энергоэффективности в СМИ, в среднем, порядка 500 ежедневно.

Возможно, мы не должны ставить перед собой цели «обогнать и перегнать» нынешних лидеров по энергосбережению, но задача перенимать все лучшие технологии не подлежит сомнению. Это основа последующего развития страны, ее конкурентособности, улучшения качества жизни.
Минэнерго

Министерство энергетики Российской Федерации

Сайт: energo-24.ru/company/organy-vlasti/item/minenergo.html

Недостаточно прав для комментирования