Войти

РусГидро не намерено тратить бюджетные средства на проекты тепловой генерации на Дальнем Востоке до прохождения всех ступеней согласования и контроля

В связи с сообщениями руководства Счетной палаты РФ о неиспользовании компанией «РусГидро» 50 млрд рублей, выделенных государством в целях развития энергетики Дальнего Востока, ОАО «РусГидро» информирует:


На первом этапе реализации проектов ОАО «РусГидро» действительно не расходует бюджетные средства.

Это предусмотрено планом реализации проектов, согласованным со всеми контролирующими ведомствами, в том числе со Счетной палатой. Счетной палате также известно, что РусГидро ведет проекты по плану с соблюдением сложной и многоступенчатой процедуры контроля расходования средств, разработанной, в том числе, при ее непосредственном участии. Тем более, что речь идет о комплексных проектах, включающих в себя как строительство самих станций, так и внеплощадочной инфраструктуры, большинство из которых еще год назад не имели ни проектной, ни разрешительной документации.


Данная система контроля и получения разрешений сложна и требует длительного времени на проведение всех процедур. Поэтому на первом этапе реализации компания тратит не бюджетные, а собственные средства.


В частности, на работы, связанные с реализацией проектов строительства объектов тепловой генерации на Дальнем Востоке, Группа РусГидро уже израсходовала около 3 млрд руб при общем объеме уже заключенных контрактов порядка 5,4 млрд руб.


Общеизвестно, что уже на момент принятия государством решения о докапитализации ОАО «РусГидро» предварительная стоимость строительства даже по самым оптимистичным оценкам составляла не 50, а свыше 63 млрд рублей. Cтоимость определялась на основании экспертной оценки ОАО «РАО Энергетические системы Востока» (входит в Группу «РусГидро») и оценок проектных организаций. Поэтому изначально программа строительства новых энергообъектов на Дальнем Востоке предполагала использование других источников финансирования: кроме средств докапитализации, собственные и заемные средства РусГидро, средства субъектов РФ (Республика Саха-Якутия), предполагалось также использование средств федерального бюджета (ФЦП по развитию Дальнего Востока). Начисляемые проценты на размещенные на депозите средства докапитализации (на данный момент 1,6 млрд рублей) также относятся к источникам финансирования проектов. Информация об этом направлялась Президенту РФ письмом Минэнерго России 17.10.2012 № АН – 9519/08 и в Министерство финансов. Эта же информация также имеется и в Счетной палате.


ОАО «РусГидро» благодарно Счетной палате за пристальный интерес к теме развития дальневосточной энергетики, который соответствует важности проекта. При этом компания напоминает, что именно РусГидро выступило с инициативой заключения соглашения со Счетной палатой, которое позволяет данному ведомству осуществлять оперативный мониторинг реализации дальневосточных проектов. Соглашение было подписано 28 декабря прошлого года и обеспечивает широкое участие Счетной палаты в процессе контроля расходования бюджетных средств, выделенных на данный проект.


РусГидро крайне заинтересована в обеспечении полной прозрачности расходования бюджетных средств, выделенных государством на создание новых генерирующих мощностей в регионах Дальнего Востока и считает важнейшим приоритетом организацию эффективной системы контроля реализации данных проектов с участием всех заинтересованных министерств и ведомств.


О важности бережного отношения к полученным от государства средствам шла речь и 22 июля 2013 года на встрече Президента РФ В.В. Путина с Председателем Правления ОАО «РусГидро» Евгением Додом. Президент поддержал РусГидро в части создания специального многоконтурного механизма контроля, позволяющего оценивать эффективность вложений в проекты развития энергетической инфраструктуры Дальнего Востока. Кроме того, Президент был проинформирован о том, что компания не намерена тратить бюджетные средства до прохождения всех ступеней согласования и контроля, а будет на первом этапе расходовать собственные финансовые ресурсы. Эта позиция была поддержана.


Для компании особенно важно, что инициатором создания такой многоуровневой системы контроля является Президент Российской Федерации. Поручение главы государства по ее созданию компания выполнила оперативно, и при этом был сформирован инструмент контроля, не имеющий аналогов в России и исключающий любые возможности для ошибок. РусГидро первой среди российских компаний применяет его в своей деятельности.


Разумеется, компания считает необходимым соблюдение установленных сроков сдачи объектов. РусГидро скрупулезно придерживается норм системы контроля, сформированной с целью максимального соблюдения интересов государства, и считает, что даже с учетом сложности процедур подготовительного этапа сроки завершения строительства будут соблюдены.


Меньше чем за год завершено проектирование трех станций – Якутской ГРЭС-2 (Республика Саха – Якутия), ТЭЦ в г. Советская Гавань (Хабаровский край) и 2-й очереди Благовещенской ТЭЦ (Амурская область). Получено положительное заключение Главгосэкспертизы по технической части проектов якутской и совгаванской станций, а также расширению Благовещенской ТЭЦ, причем проект строительства Совгаванской ТЭЦ получил также положительное заключение по проверке достоверности сметной стоимости. Сметная часть проектов строительства Якутской ГРЭС-2 и 2-й очереди Благовещенской ТЭЦ направлена на Госэкспертизу. Проектирование Сахалинской ГРЭС-2 находится на финальном этапе, в начале следующего года проектно-сметную документацию планируется передать на Госэкспертизу.


По якутской, совгаванской и благовещенской станциям уже объявлены открытые конкурсные процедуры по выбору генеральных подрядчиков. При этом по ТЭЦ в Советской Гавани оборудование уже закуплено, идет конкурсный отбор изготовителей оборудования длинного цикла изготовления для Якутской ГРЭС-2.


В настоящее время силами инжиниринговых компаний Сбербанка проводится независимый технологический и ценовой аудит проектов, который проводится по поручению Правительства РФ. Он обеспечит максимальную прозрачность расходования бюджетных средств, выделенных государством на строительство этих станций, и является обязательным условием для открытия финансирования по каждому проекту. Уже закончен аудит проекта Якутской ГРЭС-2, выводы аудитора подтвердили правильность ранее принятых в ходе проектирования станции решений; заканчивается аудит проекта 2-й очереди Благовещенской ТЭЦ, отобраны аудиторы проектов строительства 1-й очереди Сахалинской ГРЭС-2 и ТЭЦ в городе Советская Гавань. При этом отчет аудиторов дополнительно проходят публичное обсуждение на площадке НП «Научно-технический совет ЕЭС».


Кроме того, параллельно с разворотом работ по строительству самих станций ведется проектирование и строительство объектов сопутствующей инфраструктуры: железнодорожных путей, дорог, газопровода, тепломагистралей, водозаборов, электросетевых объектов. Эти объекты РусГидро финансирует самостоятельно и обеспечивает их ввод в эксплуатацию в соответствии с графиками строительства станций.


Тот факт, что РусГидро самостоятельно финансирует работы первого этапа может создать впечатление, что докапитализация компании была проведена напрасно и что переданные компании 50 млрд были не нужны. Это впечатление обманчивое. Без проведенной докапитализации оператор строительства ОАО РАО «Энергетические системы Востока» не смогло бы заказывать проекты станций, проводить конкурсы на закупку оборудования, оформлять сопутствующую документацию. Эти работы стоят немалых денег, а дальневосточный холдинг, работающий в зоне жесткого тарифного регулирования, не имеет даже минимальных свободных финансовых ресурсов. Стоимость типового проекта только одной тепловой станции составляет порядка 500 млн. рублей.


В такой ситуации потратить несколько миллиардов на проектную документацию и положить ее на полку, не имея ресурсов для дальнейшего движения было бы проявлением преступной расточительности и непрофессионализма.


РусГидро обязано обеспечить максимальную прозрачность и эффективность капитальных вложений, пройдя все уровни согласований и экспертиз. Только после этого по согласованию со Сбербанком и Минэнерго возможно открытие финансирования и осуществление необходимых закупок оборудования и услуг генподрядных организаций, с использованием средств, полученных от государства.


Реальные сроки начала разворота строительных работ непосредственно на площадках зависят от нескольких факторов: сроков прохождения государственной и независимой экспертиз, решения вопросов с отводом земельных участков под новые станции, получения разрешений на строительство, климатических условий. РусГидро рассчитывает, что строители выйдут на площадки весной 2014 года. При этом компания будет стремиться к четкому соблюдению сроков завершения строительства объектов и вводов этих станций в эксплуатацию.


Напомним, что в соответствии с Указом Президента все четыре объекта должны быть введены в строй до конца 2016 года.

Добавить комментарий

Защитный код Обновить